Середина 80-х. Сынок мой спрашивает: «Папа, а ты в детстве в садик не ходил что ли?» Поинтересовался у него, из чего следует такой холмсовский вывод. Оказалось элементарно: не в той последовательности одевался-обувался. Его же чуть ли не с младшей группы учили: сперва валенки, затем шапку и, наконец, шубку. Это чтобы потным на улицу не выходить. А вот современная и довольно широко распространенная ситуация. Обычная березниковская семья Кузьминых. Муж-ремонтник, жена по вечерам уборщицей работает. Двое детей-дошколят вроде бы под приглядом, умыты-накормлены. Да только мало чему учатся, если не считать вечно включенного телевизора с его мультиками вперемешку с тем, что малым ни в ум, ни в душу. Вроде и понимают папа с мамой, что надо бы им «культпросвета» добавить, но то времени за работой и делами по хозяйству не хватает, то еще какая «текучка» навалится. Главное же – оба родителя сами не отягощены образованием. По выходным к бабушке в гости ездят. Так ведь и бабушка – не пушкинская Арина Родионовна. Компенсационная выплата – осязаемая, но безликая – растворяется в общем семейном котле. К осени купили дочке пальтишко – уже довольны… Даже в том, чем родители владеют в совершенстве, при обучении ребенка желателен человек со стороны. Это как минимум дисциплинирует. А взять элемент соревновательности, возможности сравнения своих задатков и достижений с аналогичными у сверстников. Да будь домашний наставник хоть педагогическим гением, как он ее обеспечит?
[…]