Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водный налог какой налог федеральный или региональный». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водный налог относится к числу федеральных
налогов. Ранее водный налог фактически
взимался в форме платы за пользование
водными объектами на основании
соответствующего Федерального закона
от 06.05.1998 № 71-ФЗ «О плате за пользование
водными объектами» (закон утратил силу
с 1 января 2005 г.).
Основным нормативным актом, обеспечивающим
правовое регулирование уплаты водного
налога, с 1 января 2005 г. является часть
вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги»
гл. 25.2 «Водный налог»).
Налогоплательщикамиводного
налога признаются организации и
физические лица, осуществляющие
специальное и (или) особое водопользование
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Объектами налогообложенияпризнаются
следующие виды пользования водными
объектами:
- забор воды из водных объектов;
- использование акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях;
- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Налоговая база по каждому виду
водопользования, признаваемому объектом
налогообложения, определяется
налогоплательщиком отдельно в отношении
каждого водного объекта. В случае если
в отношении водного объекта установлены
различные налоговые ставки, налоговая
база определяется налогоплательщиком
применительно к каждой налоговой ставке.
Налоговым периодомпризнается
квартал.
Налоговые ставки дифференцированы в
зависимости от бассейнов рек, озер,
морей и экономических районов и целей
водозабора. Их размеры определены в ст.
333.12 НК.
Налоги и сборы – в чем разница?
Налоги – это обязательные платежи, которые уплачиваются гражданами и организациями в бюджет различных уровней. Они предназначены для финансирования государственных расходов.
Сборы – это также обязательные платежи, но они взимаются за определенные услуги или действия государственных органов. Сборы направлены на покрытие затрат, связанных с предоставлением этих услуг.
Общее между налогами и сборами – обязательность их уплаты для физических и юридических лиц. Отличий больше. Так, обязанность платить налоги есть у всех, и за ее невыполнение грозит ответственность. Сборы платят только в том случае, если необходимо получить от государства определенную услугу (предоставление прав на какие-то действия, лицензий и т.д.).
Известный всем пример сбора – государственная пошлина. Это единоразовый налог, который уплачивают за получение какой-либо государственной услуги.
Региональные налоги, как и федеральные, регулирует Налоговый кодекс РФ. В нем установлены минимальные и максимальные ставки, в границах которых законодательные органы в регионах определяют местную налоговую ставку.
Региональные налоги — это обязательные платежи, которые граждане и организации вносят в казну республики, области или края. Эти налоги уходят в федеральный бюджет и остаются в регионе.
Обязательные элементы налогообложения — это то, за что, когда и сколько нужно заплатить налогов. К ним относятся: объект, база, период, ставка, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты и льготы.
Элементы региональных налогов — это налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы.
Принципы налогообложения одинаковы для всей России, но ставки и льготы по региональным налогам различаются по субъектам федерации. Также в разных субъектах могут быть разные конечные даты для уплаты налогов и внесения авансовых платежей по налогам.
Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.
Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.
Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.
Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.
Федеральные, региональные, местные налоги: таблица
Федеральные налоги |
Региональные налоги |
Местные налоги |
Налог на добавленную стоимость (НДС) |
Налог на имущество организаций |
Земельный налог |
Налог на прибыль организаций |
Транспортный налог |
Налог на имущество физических лиц |
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
Налог на игорный бизнес |
Торговый сбор |
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) |
||
Водный налог Акцизы |
Региональные и местные налоги
Эти виды налогов не полностью регулируются НК РФ. Им определяются только основные принципы, на которых базируется их взимание (вид налоговой базы, период, сроки, диапазон ставок). Точные значения ставок, критерии для формирования налоговой базы, а также льготы устанавливаются конкретными регионами РФ или муниципалитетами. Соответственно, в разных регионах отдельные условия по этим налогам могут отличаться.
Среди действующих в России федеральных, региональных и местных налогов и сборов можно выделить торговый сбор. Его особенность в том, что кодекс устанавливает для этого обязательного платежа «территориальное» ограничение. На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города — субъекта РФ: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (а на практике он введен только в Москве).
Как платить и отчитываться за использование воды
На основе информации, полученной от налоговых органов, можно установить, что уплату водного налога осуществляют все лица и организации, которые используют водные ресурсы в коммерческих целях. Это могут быть предприятия различных отраслей экономики, включая производство, сельское хозяйство, рыболовство и туризм.
Для определения размера водного налога используется специальный код бюджетной классификации (КБК), который устанавливается каждым регионом. КБК содержит информацию о виде водных ресурсов, количестве их использования и другие параметры, необходимые для исчисления налоговой ставки.
Периодом уплаты водного налога является календарный год. Налогоплательщиками должны быть урегулярными платежами по налогу в соответствии с установленными сроками. В случае превышения объемов использования водных ресурсов, установленных разрешительными документами, налогоплательщики обязаны своевременно увеличивать суммы уплаты налога.
Для отчетности по использованию водных ресурсов налогоплательщикам необходимо предоставлять соответствующие документы, подтверждающие объемы и цели их использования. Это может быть договор аренды водного объекта, акты сверки установленных водопользованием показателей, и другие документы, подтверждающие факт использования водных ресурсов.
Таким образом, уплата и отчетность по водному налогу являются обязательными для всех организаций и лиц, выполняющих коммерческое использование воды. Размер налога определяется региональными органами власти и исчисляется на основе кода бюджетной классификации.
Федеральный водный налог: основные аспекты налогообложения
Основной объект налогообложения — водные объекты, включающие в себя реки, озера, водохранилища, каналы и другие водные возможности. Размер налога определяется в зависимости от площади объекта, его категории и уровня использования.
Доходы, полученные от федерального водного налога, направляются на решение важных задач в области водных ресурсов. Это включает строительство и реконструкцию гидротехнических сооружений, улучшение системы водоснабжения и водоочистки, а также разработку экологических программ.
Возможность налогообложения водных объектов на федеральном уровне обеспечивает координацию действий между регионами и обеспечивает единообразие в подходе к водным ресурсам. Однако некоторые критики этого налога указывают на его высокую ставку, которая может негативно сказаться на владельцах небольших водных объектов или привести к их неправильному использованию.
Налоговая ставка | Уровень использования | Годовой налог на водный объект |
---|---|---|
до 1000 рублей | нулевой | 0 рублей |
1001-5000 рублей | низкий | 5000 рублей |
5001-10000 рублей | средний | 10000 рублей |
более 10000 рублей | высокий | 20000 рублей |
Таким образом, федеральный водный налог играет важную роль в регулировании использования водных ресурсов в России. Он обеспечивает финансовую поддержку для развития водного хозяйства и охраны окружающей среды. Несмотря на некоторые критики, этот налог считается неотъемлемым инструментом в управлении водными ресурсами и обеспечивает координацию действий на федеральном уровне.
Федеральные налоги (ФН)
Федеральные налоги (ФН) в России являются одной из форм оплаты гражданами и юридическими лицами налогами. Они классифицируются как налоги, указанные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Основная разница между федеральными налогами и сборами заключается в том, что налоги уплачиваются физическими и юридическими лицами в определенном размере в зависимости от доходов, имущества или иных факторов, а сборы являются обязательными платежами в пользу государства или местных органов власти, которые могут устанавливаться определенным образом без учета доходов или имущества плательщика.
ФН включают в себя налоги, уплачиваемые физическими лицами, такие как налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на имущество физических лиц, налог на вмененный доход. Также, ФН включают в себя налоги, которые уплачиваются юридическими лицами, такие как налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и другие.
Федеральные налоги устанавливаются и исчисляются на федеральном уровне, применяются ко всей территории России и взимаются органами федеральной налоговой службы (ФНС), которые осуществляют контроль над их соблюдением и взиманием.
Таким образом, ФН имеют свои характеристики и отличаются от международных налогов или сборов, региональных налогов и местных налогов, которые имеют определенные особенности и условия исчисления и уплаты.
В чем разница между сборами и налогами
В России налоги и сборы классифицируются на федеральные (ФН), региональные (РН) и местные (МН). Налоги и сборы имеют некоторые схожие характеристики, но также имеют и отличия.
Налоги являются обязательными платежами, устанавливаемыми государством, с целью финансирования его деятельности. Они могут быть установлены как на федеральном, так и на региональном или местном уровне. Налоги взимаются с физических и юридических лиц по определенным правилам и законам.
Сборы также являются обязательными платежами, но они имеют отличия от налогов. Сборы взимаются за определенные услуги или права, предоставляемые государством или муниципалитетами. Они чаще всего устанавливаются на местном уровне и могут носить различный образ взимания: например, в виде платы за размещение рекламы или за право пользования недвижимостью.
Основные отличия между налогами и сборами можно указать следующим образом:
- Установление: налоги устанавливаются государством, а сборы – муниципалитетами;
- Предназначение: налоги предназначены для финансирования государственной деятельности, а сборы – для покрытия расходов, связанных с предоставляемыми услугами или правами;
- Взимание: налоги взимаются с физических и юридических лиц, а сборы зачастую взимаются только с юридических лиц или с определенных категорий населения;
- Периодичность: налоги обычно взимаются ежегодно, а сборы могут быть одноразовыми или иметь другую периодичность;
- Пояснение: налоги подразумевают определенный процент от дохода или стоимости имущества, а сборы зачастую имеют фиксированную сумму или зависят от конкретного действия.
Единый налог на вмененный доход — ЕНВД
Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Что такое водный налог
В соответствии с законодательством водный налог – это налог, который уплачивается за специальное или особое использование водных объектов России. Как правило, оплачивают данный сбор за пользование недрами земли и водными ресурсами физические лица и организации, деятельность которых требует лицензирования.
Общая характеристика водного налога, порядок его исчисления и оплаты указаны в НК РФ в главе 25.2. Введен данный закон был в 2005 году. Его цель – регулирование и обеспечение рационального использования воды. Установленный сбор должен возмещать расходы, которые связаны с восстановлением и защитой экосистем России.
Данный сбор является федеральным. Кроме того, водный налог относится к прямым налогам, т.е. средства направляются напрямую в государственную казну.
Комментарий к ст. 12 НК РФ
Устанавливая региональные и местные налоги, уполномоченные органы власти вправе действовать только в предоставленных НК РФ пределах: то, что прямо урегулировано в НК РФ, не может быть по-другому установлено в нормативном правовом акте субъекта РФ или муниципального образования.
Например, согласно статьям 15, 387 НК РФ земельный налог относится к местным налогам, поэтому НК РФ регулируются не все элементы налогообложения. Часть из них, а именно налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Вместе с тем данные акты должны соответствовать положениям главы 31 НК РФ, в частности обеспечивать соблюдение максимального размера налоговой ставки, оговоренного в статье 394 НК РФ (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 15.12.2011 N А65-17247/2011).
В письме от 17.10.2012 N 03-02-08/92 Минфин России обратил внимание, что представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы по местным налогам в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, однако указанным органам не предоставлено право изменять или отменять налоговые льготы по местным налогам, установленные НК РФ и Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Следует обратить внимание, что налоги и сборы, которые установлены НК РФ, обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, исключения приведены в положениях пункта 7 статьи 12 НК РФ.
Статьей 12 НК РФ представительным органам муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлены полномочия при установлении местных налогов определять в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Указанная норма является общей и применяется ко всем местным налогам с учетом конкретизации в части второй НК РФ.
Как отмечено в письме ФНС России от 08.04.2015 N БС-4-11/5919, в развитие этой нормы статьей 399 НК РФ предусмотрено, в отношении каких из указанных выше элементов налога на имущество физических лиц устанавливаются ограничения. Пунктом 2 указанной статьи представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ.
В силу этой же статьи НК РФ представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ, основания и порядок их применения без каких-либо ограничений.
Учитывая изложенное, ограничения налоговых льгот, установленные статьей 407 НК РФ, применяются исключительно в отношении налоговых льгот, предусмотренных этой статьей, и не распространяются на налоговые льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Также в статье 12 НК РФ указано на специальные налоговые режимы, виды которых установлены в статье 18 НК РФ.
Как отмечено в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 N 18АП-1107/2008 по делу N А76-23882/2007, спецификой специальных налоговых режимов (раздел VIII.1 Налогового кодекса Российской Федерации) является то, что данные налоговые режимы могут применять только отдельные субъекты предпринимательской деятельности, опять же при соблюдении ими условий, необходимых для применения конкретного специального налогового режима. Утрата одного из таких условий, как следствие, влечет за собой невозможность применения специального налогового режима и необходимость исчисления и уплаты налогов и сборов с применением общего режима налогообложения.
Между тем специальные налоговые режимы установлены исходя из основного принципа, сформулированного в пункте 1 статьи 3 НК РФ, и отвечают, в числе прочего, целям, закрепленным ранее в Федеральном законе от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и нашедшим отражение в последующем в Федеральном законе от 14.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Таким образом, получение определенных налоговых преференций субъектами предпринимательской деятельности, использующими специальные налоговые режимы, призвано прежде всего обеспечить защиту и наиболее льготные условия для лиц, предпринимательская деятельность для которых не приносит существенной прибыли, либо для лиц, осуществляющих специфическую предпринимательскую деятельность. Также применение специальных налоговых режимов призвано дать развитие предпринимательской деятельности, в том числе и с учетом того, чтобы соответствующий субъект смог получить прибыль в более существенном объеме.
Ответственность за налоговые нарушения
Ответственность за неуплату водного налога предусмотрена статьями 119 «Непредставление налоговой декларации» и 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ.
За непредставление декларации в установленный срок грозит штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный и/или неполный месяц просрочки. При этом сумма штрафа не может быть менее 1 000 рублей и более 30%.
В случае грубого нарушения правил учета доходов и расходов объекта налогообложения в течение одного налогового периода будет взыскан штраф 2 000 рублей (при условии, что отсутствуют другие налоговые правонарушения). Если же неправильно учтены налоги более чем за один налоговый период, размер штрафа составит 30 000 рублей. В случае когда нарушения повлекли занижение налоговой базы, грозит штраф 20% от суммы неуплаченного налога (не менее 40 000 рублей).