Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компенсация за санаторнокурортное лечение ликвидаторм час за 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чернобыльцы, имеющие статус участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, вправе получить компенсацию при условии представления соответствующих документов. Компенсация выплачивается как единовременное пособие и предназначена для поддержки и улучшения здоровья пострадавших.
— инвалиды, вследствие чернобыльской катастрофы;- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и др. заболевания вследствие чернобыльской катастрофы;- инвалиды вследствие аварии на ПО «Маяк» или сбросов р/а отходов в реку Теча;- перенесшие заболевание вслед. аварии на ПО «Маяк» или сбросов р/а отходов в реку Теча;
постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 № 136 «О Порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой»
- те, кто болен лучевой болезнью (равно как и переболел ею) или имеет другие заболевания, связанные с аварией на ЧАЭС и последствиями ее ликвидации;
- те, кто после аварии получил инвалидность;
- лица, откомандированные к месту аварии для ее устранения и борьбы с последствиями;
- лица из числа военнослужащих и военнообязанных, которые участвовали в охране опасной территории и ликвидации последствий;
- сотрудники ОВД и пожарной службы, осуществляющие деятельность в зоне отчуждения в соответствии с поступившим им приказом;
- лица, подлежащие эвакуации из зоны отселения, эвакуированные и выехавшие сразу же после аварии, а также дети этих лиц, которые на время произошедшего находились в утробе матерей (независимо от срока беременности);
- лица, проживающие на территории, отнесенной к зоне с правом отселения, а также те, кто работает в этой области, равно как и выселенные отсюда люди;
- жители зоны отселения, а также те, кто работал здесь, несмотря на то, что все они были переселены в другую местность;
- военнослужащие срочной службы, что проходят службу на территории, признанной пострадавшей от аварии 1986 года.
- заявление;
- паспорт (свидетельство о рождении) получателя выплат и документ, подтверждающий его возраст и отношение к гражданству, место постоянного проживания;
- свидетельство о смерти;
- подтверждение страхового стажа и его ИПК (количество пенсионных баллов), выписка из индивидуального лицевого счета выдается территориальным ПФР;
- оригинал или копия паспорта умершего;
- свидетельства и справки, подтверждающие родственные отношения с покойным (о браке, о рождении, акт об усыновлении и др.).
Социальный фонд России будет предоставлять все те услуги, которые предоставляют сегодня ПФР и Фонд соцстрахования, а также несколько новых:
- Страховые пенсии по старости;
- Пенсии по инвалидности;
- Пособия по потере кормильца;
- Государственное пенсионное обеспечение (социальные пенсии по старости, инвалидности, при потере кормильца, пенсии военнослужащим, ветеранам войны, госслужащим, чернобыльцам, летчикам, космонавтам и т.д.);
- Социальные выплаты ветеранам, инвалидам и другим гражданам, имеющим право на федеральные социальные льготы;
- Оформление сертификата и направление средств материнского капитала (МСК);
- Единое пособие беременным женщинам и единая выплата на детей от 0 до 17 лет;
- Выплата средств пенсионных накоплений, формирование и инвестирование;
- Социальные выплаты федеральным льготникам (ветеранам, инвалидам и другим гражданам, имеющим право на них);
- Выплаты военнослужащим и членам их семей;
- Меры поддержки пострадавшим от радиации;
- Компенсация переезда из районов Крайнего Севера для пенсионеров-северян;
- Компенсация инвалидам стоимости полиса ОСАГО;
- Меры поддержки реабилитированным жертвам политических репрессий;
- Пособия по временной нетрудоспособности (больничные);
- Пособия по беременности и родам;
- Пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для работающих граждан;
- Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет для неработающих граждан;
- Единовременные и регулярные выплаты пострадавшим на производстве и членам их семей;
- Родовые сертификаты;
- Технические средства реабилитации;
- Путевки на курортно-санаторное лечение для льготных категорий граждан;
- Оплачиваемый проезд к месту лечения и обратно;
- Выплаты за работу с пациентами с COVID-19 медицинским работникам;
- Выплаты за работы в сменном режиме работникам социальных учреждений стационарного типа.
Бесплатные путевки для чернобыльцев
Законом РСФСР от 15мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 г. № 3061-1 с дополнениями и изменениями, внесенными Федеральным законом РФ от 24 ноября 1995г. № 179-ФЗ, установлено, что лицам, подвергшимся воздействию радиации, предоставлено право на бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний) или получение денежной компенсации. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. № 504 утверждено Положение, в соответствии с которым гражданам, подвергшимся воздействию радиации, кроме путевок на санаторно-курортное лечение могут также предоставляться путевки в оздоровительные учреждения или выплачиваться компенсация. В Вооруженных Силах РФ порядок реализации данных льгот определен Инструкцией о порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации лицам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденной приказом Министра обороны РФ 1996 года № 266. Цель Инструкции — установить механизм реализации данной льготы в отношении военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и других лиц, имеющих на это право.
Компенсация за путевки чернобыльцам
В социальные мероприятия, направленные на поддержку различных категорий граждан, входят меры по оздоровлению. В рамках реализации социальной политики льготникам выдаются путевки на санаторно-курортное лечение. Эта мера необходима для дополнительной медико-социальной реабилитации отдельных категорий граждан.
9. Средняя стоимость путевки для выплаты денежной компенсации определяется ежеквартально региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, исходя из действующих в соответствующих субъектах Российской Федерации цен на путевки в санаторно-курортные и другие оздоровительные учреждения.
На основании законодательных актов чернобыльцы вправе оформить получение двух ЕДВ одновременно. Согласно действий лица при ликвидации последствий аварии, гражданин имеет право оформить ЕДВ, как ликвидатор. В результате полученной инвалидности лицо имеет право на вторую ЕДВ как инвалид.
Льготы участникам ликвидации аварии на чаэс
Учебное пособие разработано на основе опыта вузов при подготовке специалистов по социальной работе. Содержит методологическое обоснование и характеристику условий проведения практики студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа». Организационные принципы и документальное сопровождение изложены в приложениях. Пособие предназначено студентам, преподавателям, сотрудникам.
6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
Люди, которые предотвратили губительное воздействие радиационных отходов на окружающую среду и распространение опасных веществ на большие территории, заслужили определенные льготы. В перечень привилегий участникам ликвидации аварий входят следующие выплаты и льготы:
- обладание правом на улучшение жилищных условий; возможность вне очереди получить место в детском саду для внука или ребенка чернобыльца;
- скидки на оплату коммунальных услуг и жилой площади;
- родственников чернобыльцев на работе увольняют в последнюю очередь.
Перечень лиц, которые могут обратиться за оформлением чернобыльских льгот, установлен Федеральным законом от 15.05.1991 № 1244-1. При этом следует понимать, что список привилегий для людей, пострадавших от радиационного излучения по причине проживания в районе бедствия, отличается от перечня выплат и прочих преференций, на которые могут претендовать ликвидаторы последствий аварий. В глазах закона это две различные категории льготников.
Работники медицинских учреждений, которые при оказании помощи пострадавшим в результате взрыва получили дозу радиоактивного облучения, превышающую допустимую норму. Исключение в данной категории составляют только представители медицинского персонала, которым уже приходилось работать в местах повышенного радиационного излучения по долгу службы.
В отдельных случаях «чернобыльцы» могут получать и государственную, и страховую пенсии одновременно. Так, на две пенсии имеют право граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы (полученной при исполнении обязанностей военной службы) при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — военнослужащие срочной службы, а также лица, призванные на военные сборы.
Пенсионное обеспечение
Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.
При этом возраст, в который чернобылец может выйти на пенсию, не должен быть менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (то есть максимально уменьшить пенсионный возраст можно на 10 лет).
Также чернобыльская, как ее обычно называют, пенсия выплачивается вдовам ликвидаторов.
Размер льготной пенсии чернобыльцев-инвалидов указан в таблице ниже.
Инвалидность | Ежемесячный размер* |
1 группа | 23 845,45 |
2 группа | 11 922,73 |
3 группа | 5 961,36 |
Обеспечение лиц, подвергшихся воздействию радиации (в числе категорий граждан, включенных в Федеральный регистр) санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения и обратно
— документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт, свидетельство о рождении для детей-инвалидов). В случае если за предоставлением государственной услуги обращается представитель заявителя, то представляется также документ, удостоверяющий полномочия представителя.
Ниже приводится перечень всех льготных категорий, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг согласно ст. 6.1 и 6.7 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеют граждане следующих категорий, включенные в Федеральный регистр:
Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне относятся к категории граждан, включенной в Федеральный регистр. Данная льготная категория граждан может получать государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг:
— по предоставлению при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
3. Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт, свидетельство о рождении для детей-инвалидов). В случае если за предоставлением государственной услуги обращается представитель заявителя, то представляется также документ, удостоверяющий полномочия представителя.
Ответ: В состав набора социальных услуг включены: дополнительная бесплатная медицинская помощь (в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера)); предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
8) инвалиды, в том числе в зависимости от степени ограничения к трудовой деятельности (ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, 48, ст. 4563; 2004, 35, ст. 3607), а именно: инвалиды, имеющие I, II и III степени ограничения способности к трудовой деятельности; инвалиды, не имеющие степени ограничения способности к трудовой деятельности;
11. Обеспечение путевками в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, либо выплата им денежной компенсации осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
Порядок компенсации таких затрат отличается по категориям льготников. Например, издержки на санаторно-курортное лечение инвалидам возмещаются раз в 2 года единовременно. Если гражданину впервые установлена инвалидность, то такие затраты компенсируются через 2 календарных года, если за этот период он не реализовал свое право в натуральном выражении. Все выплаты производятся в 1 квартале года, следующего за 2 годами, в течение которых путевки не были получены.
Необоснованный отказ от предоставленной путевки согласно заявлению лица, претендующего на путевку, и текущей заявке о нуждаемости в путевке является основанием для отказа в выплате компенсации за неиспользованную путевку в санаторно-курортное или оздоровительное учреждение (п. 6 Положения «О порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплата денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.04.1996 N 504).
О мерах по улучшению отбора больных ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС и лиц, приравненных к ним по льготам, на санаторно-курортное лечение в санатории Северо-Кавказского зонального управления МЗ РФ
Наибольшее количество путевок выдано краевым центром в районы и города края, где данным разделом работы занимаются врачи, ответственные за диспансеризацию чернобыльцев: в Гулькевичский р-н — 30 путевок, в Динской — 12, в Белоглинский — 10, в Курганинский — 12, в Туапсинский — 12, в Отрадненский — 10, в г. Армавир — 13, в г. Кропоткин — 13, в г. Краснодар — 50 путевок. Не получают путевки в КЦРиПП чернобыльцы из г. Ейска и Ейского района, Апшеронского, Кавказского, Кущевского, Тимашевского районов. Имеют место отказы чернобыльцев от путевок в связи с получением компенсации, несвоевременный возврат путевок в КЦРиПП.
Санатории Северо-Кавказского зонального управления спец. санаториев МЗ РФ обладают уникальными природными лечебными факторами, имеют высокий рейтинг, профилированы практически по всем медицинским показаниям и, кроме того, располагают базой оздоровления множества сопутствующих заболеваний. Специалисты этих санаториев имеют подготовку по радиационной медицине. Санатории в своем арсенале имеют современную лечебно-диагностическую базу с научно обоснованной программой реабилитации указанного контингента больных. На лечение принимаются лица в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями (Методические указания МЗ РФ от 22.12.2022 N 99/277), учитывая указанные на путевке сроки. Перенос срока по уважительной причине (болезнь, транспортные затруднения) в обязательном порядке должен быть письменно согласован с администрацией санаториев или с Северо-Кавказским зональным управлением спецсанаториев МЗ РФ с предоставлением в санаторий подтверждающих документов. При поступлении в санаторий лица, направленные на лечение, должны иметь в обязательном порядке удостоверение, весь перечень необходимых документов, указанных в путевке, включая санаторно-курортную карту нового образца.
Размеры ЕДВ чернобыльцам
Начиная с 01 февраля 2018 года установлены следующие суммы ЕДВ чернобыльцам, пострадавшим вследствие аварии на ЧАЭС, приведенные в таблице. Независимо от того, учитывается ли НСУ либо нет, размер выплат одинаковый.
№ п/п | Получатели выплаты | Размер ЕДВ в рублях |
1 | Граждане, страдающие лучевой болезнью вследствии аварии на ЧАЭС | 2 073,51 |
2 | Инвалиды вследствии аварии | 2 590,24 |
3 | Ликвидаторы последствий аварии в 1986-1987 гг. | 2 590,24 |
4 | Ликвидаторы последствий аварии в 1988-1990 гг. | 2 073,51 |
5 | Проживающие или работающие на территории зоны проживания с правом на отселение | 518,37 |
6 | Проживающие, работающие на территории зоны с льготным статусом | 518,37 |
7 | Проживающие либо работающие в зоне отселения до момента их переселения в другие районы | 518,37 |
8 | Эвакуированные в 1986 г.из зоны отчуждения | 2 073,51 |
9 | Несовершеннолетние дети, проживающие в зоне отчуждения | 1 295,13 |
10 | Несовершеннолетние, постоянно живущие в зоне с льготным статусом | 778,41 |
11 | Несовершеннолетние инвалиды, болеющие вследствии аварии | 2 590,24 |
12 | Несовершеннолетние, страдающие болезнями вследствии аварии | 2 073,51 |
13 | Инвалиды, получившие профессиональные заболевания из-за лучевого воздействия | 2 590,24 |
14 | Граждане, получившие профессиональные заболевания из-за лучевого воздействия | 2 073,51 |
15 | Лица, получившие суммарную дозу облучения больше, чем 25 сЗв (бэр) | 2 073,51 |
16 | Граждане, получившие суммарную дозу облучения 5 -25 сЗв (бэр) | 649,23 |
17 | Несовершеннолетние, получившие дозу облучения более 5 сЗв | 649,23 |
Санаторно-курортное лечение лиц, пострадавших после аварии на Чернобыльской АЭС
В соответствии с приказом МЗ РФ №76 от 15 апреля 1993 г. ОБ УЛУЧШЕНИИ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ, ПОДВЕРГШЕМУСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ (в ред. Приказа Минздравмедпрома РФ от 01.01.2001 N 251) Министерством здравоохранения Забайкальского края по данным ежегодной диспансеризации населения определяется потребность в разных видах санаторно-курортного лечения и оздоровления лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС (ликвидаторы, дети и подростки). По результатам ежегодного отчета о медицинском обслуживании лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС, в 2013 году из 6 заявок на санаторно-курортное лечение за пределами Забайкальского края ни одна не была удовлетворена. Специалистами районного уровня недостаточно учитываются критерии показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения, проводится недостаточная разъяснительная работа по выбору сезона и климатических зон.
В связи с повышенными требованиями к механизмам адаптации и компенсации при осуществлении лечения физическими факторами (природными и преформированными) и при смене климатических зон в рамках санаторно-курортного лечения и оздоровления при недостаточном равновесии систем организма, вследствие воздействия радиационного облучения, могут возникать срывы адаптации и компенсации, развивающиеся как при санаторно-курортном лечении, так и при возвращении в привычные климатические зоны. Подобные срывы в первую очередь вероятны у людей, подвергшихся значительным дозовым нагрузкам радиации в период ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986-1987 гг. и в 1988-1990 гг. (50 бэр и более).
Решение вопроса о направлении на санаторно-курортное лечение и оздоровление должен принимать только лечащий врач, ведущий диспансерное наблюдение после соответствующего медицинского обследования. В случае неправильных рекомендаций ответственность несет только лечащий врач, осуществляющий диспансерное наблюдение.
Не менее важен выбор сезона для санаторно-курортного лечения и оздоровления, особенно для курортов юга России. Солнечная радиация является мощным фактором подавления клеточного иммунитета, который в условиях неустойчивого равновесия последнего может привести к срыву компенсации. Поэтому лица, подвергшиеся воздействию радиации со значительной дозовой нагрузкой, не подлежат направлению на южные курорты в весенне-летний период года, когда инсоляция наиболее высока.
Размер компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, с 1 февраля 2023 г.*
Ежемесячные компенсационные выплаты
- Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста
- 1234,75 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
- 823,11 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
- с 26 апреля 1986 года — 164,64 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 82,33 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
- с 26 апреля 1986 года — 823,11 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 205,78 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
- 82,33 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
- 329,29 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
- с 26 апреля 1986 года — 246,97 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 164,64 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
- с 26 апреля 1986 года — 1646,36 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 823,11 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
- инвалидам I группы — 25817,24 руб.
- инвалидам II группы — 12908,63 руб.
- инвалидам III группы — 5163,42 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)
- 1290,89 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
- 303,37 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
- детям первого года жизни — 775,29 руб.
- детям второго и третьего года жизни — 674,16 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
- 606,78 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса
- 235,95 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
- детям первого года жизни — 775,29 руб.
- детям второго и третьего года жизни — 674,16 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 6 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях
- 606,78 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 7 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям
- 117,99 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям
- 606,78 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии
- 312,32 руб.
Основание для назначения:
- Часть вторая статьи 41 Закона РФ N 1244-I
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пенсия пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
Сумма пенсии для пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф зависит от различных факторов, таких как уровень радиации и степень воздействия на здоровье, возраст, стаж работы и другие. Для определения размера пенсии может проводиться специальная экспертиза, в которой учитываются все эти факторы.
Пенсия также может быть дополнительно индексирована в соответствии с инфляцией и изменением стоимости жизни. Это позволяет сохранять ее покупательскую способность и обеспечивать рост доходов пострадавших.
Важно отметить, что выплата пенсии пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф — это необходимая мера социальной защиты, которая позволяет этим людям получать стабильный доход и обеспечивать свои базовые нужды. Это один из способов, которыми государство признает и поддерживает пострадавших в их трудных жизненных обстоятельствах.
Чернобыльские льготы в других странах
Авария на Чернобыльской АЭС затронула территории всех прилегающих стран — Украины, России и Беларуси. Поэтому, в каждой из них есть свои меры по поддержке ликвидаторов.
На Украине обеспечение льготников осуществляется на основании закона № 796-XII от 28 февраля 1991 г. Его структура схожа с российским законом, здесь также льготники разделяются на категории, и в зависимости от них назначается тот или иной объем выплат.
В Беларуси льготы и выплаты чернобыльцам назначаются на основании закона № 9-З от 6 января 2009 г.
В Казахстане отдельный нормативных актов, поддерживающих чернобыльцев, не принято. Однако некоторые привилегии гражданам с таким статусом все же положены — например, выделение жилплощади вне очереди, льготное медобслуживание, сниженные налоговые отчисления и т. д.
ПРИКАЗ Минздрава РФ от N 76 (ред
В соответствии с Законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3802-1 от 4 ноября 1992 г., а также в целях улучшения реабилитации граждан, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС, приказываю:
2.1. Определять по данным ежегодной диспансеризации населения потребность в разных видах санаторно-курортного лечения и оздоровления лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС (ликвидаторы, дети и подростки, население, проживающее на территории с различным уровнем радиоактивного загрязнения) и полученные данные представлять в администрации территорий.