Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «При каких заболеваниях дают инвалидность детям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.
Группы и категории инвалидности у детей
Инвалиды среди детей – это люди, которые по разным причинам имеют ограничения в своих физических или умственных возможностях. Для разграничения особенностей инвалидности и оказания необходимой помощи государство устанавливает категории инвалидности и группы инвалидности у детей.
Категории инвалидности у детей определяются в зависимости от степени нарушения здоровья и инвалидности. Они могут быть следующими:
- Первая категория – тяжелые ограничения возможностей ребенка;
- Вторая категория – средние ограничения возможностей ребенка;
- Третья категория – легкие ограничения возможностей ребенка.
Группы инвалидности у детей классифицируются для более детального определения степени инвалидности и потребностей ребенка. Это:
- Первая группа – тяжелые нарушения здоровья, требующие постоянного ухода и постоянного наблюдения врачей;
- Вторая группа – средние нарушения здоровья, требующие регулярного медицинского наблюдения и поддержки;
- Третья группа – легкие нарушения здоровья, не требующие постоянного медицинского наблюдения, но существенно ограничивающие возможности ребенка.
Группы и категории инвалидности у детей отличаются по степени ограничения возможностей ребенка и требуют соответствующей помощи и продления. Государство предоставляет различные выплаты и льготы для детей-инвалидов, чтобы обеспечить им комфортные условия жизни и развития. Это может включать медицинскую и социальную поддержку, образовательные возможности и другие формы помощи.
Памятка по оформлению инвалидности детям
Оформление инвалидности ребенка может быть сложным и продолжительным процессом. В этой памятке мы постараемся подсказать, как начать оформление инвалидности детям, какие документы необходимы, какие диагнозы относятся к инвалидности, а также насколько времени может занимать этот процесс.
Кто может оформлять инвалидность детям?
Оформление инвалидности ребенка может осуществляться родителями самостоятельно или с помощью юриста, который разбирается в данной сфере и может подсказать необходимые моменты и документы.
Какие диагнозы позволят оформить инвалидность?
Инвалидность оформляется на основании наличия определенных заболеваний или состояний, которые существенно ограничивают ребенка в его жизнедеятельности. К таким заболеваниям относятся: детский церебральный паралич, рассеянный склероз, синдром Дауна, слабоумие, аутизм, общий недоразвитие и другие.
Какие документы необходимы для оформления инвалидности?
Как получить инвалидность в 2023 году. Объясняет юрист «Нужна помощь»
В 2022 году процедура получения человеком инвалидности сильно изменилась. Юрист фонда «Нужна помощь» Константин Воробьев разбирается, как оформить инвалидность по новым правилам и что делать, если ваши права будут нарушены.
Это статус, который присваивается гражданину, если его здоровье в результате травм, заболеваний или иных стойких расстройств не позволяет ему полноценно жить, то есть самостоятельно передвигаться, заботиться о себе, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или работать.
Такое уязвимое положение приводит к необходимости социальной защиты человека, то есть дает ему право на получение специальной поддержки от государства.
Однако проблемы в работе организма часто индивидуальны и не всегда одинаково ограничивают способности человека, поэтому государство проявляет гибкий подход и устанавливает три группы инвалидности. Каждая группа — набор гарантий в социальной сфере.
Независимо от заболеваний, порядок установления инвалидности один и тот же.
Для этого необходимо пройти медико-социальную экспертизу — комплексную оценку, после которой можно будет точно определить степень нарушения здоровья, а значит, и группу инвалидности.
Признание гражданина инвалидом осуществляется по результатам проведения медико-социальной экспертизы.
Медико-социальная экспертиза — это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (бюро медико-социальной экспертизы) исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.
В Российской Федерации создана следующая структура бюро медико-социальной экспертизы:
1. Федеральное бюро медико-социальной экспертизы — общероссийское бюро осуществляющее контроль за деятельностью региональных бюро. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения региональных бюро. Имеет полномочия отменять решения региональных бюро.
2. Главное бюро медико-социальной экспертизы-бюро медико-социальной экспертизы соответствующего субъекта Российской Федерации. имеет филиалы — бюро городов и районов соответствующего региона. осуществляет контроль за деятельностью филиалов. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения филиалов. Имеет полномочия отменять решения филиалов.
3. Бюро медико-социальной экспертизы — филиалы главного бюро, расположены в районах и городах соответствующего субъекта. Являются первичным звеном медико-социальной экспертизы.
В соответствии с действующим законодательством на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие функции:
1. установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3. изучение уровня и причин инвалидности населения;
4. участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
Кто направляет на медико-социальную экспертизу?
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Источники:
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
Документы для получения инвалидности ребенку
Установленный законодательством РФ порядок получения инвалидности ребенку, включает в себя следующий пакет документов:
- Оригинал и копия свидетельства о рождении ребенка (в случае достижения ребенком 14 летнего возраста предоставляется оригинал и копия паспорта).
- Заявление одного из родителей (либо опекуна) на прохождение МСЭ, копии и оригиналы документов, подтверждающих личность.
- Направление из социальной службы или лечебного учреждения (больницы либо поликлиники). Направление на медико-социальную экспертизу выдается мед.учреждением, где непосредственно наблюдается ребенок.
- Оригиналы и копии документов, которыми подтверждаются нарушения функций организма (результаты исследований и обследований, выписка из стационара, заключения специалистов, история болезни и другое).
- Характеристика, представленная учебным заведением, где обучается ребенок. Характеристика выдается на основании запроса от лечащего врача, заверяется лично директором учреждения, а также круглой и квадратной печатью.
Сроки инвалидности и продление инвалидности ребенку
В соответствии с п.10ст.5 Постановления, группа ребенку инвалид с детства присваивается на такие сроки:
- 1-2 года. Для ситуаций, когда прогнозы на выздоровление благоприятны и есть динамика к улучшению
- 5 лет. Когда была проведена медицинская комиссия во второй раз (после первого присвоения) и была присвоена повторная инвалидность ребенку (для ситуаций с опухолями, когда происходит ремиссия злокачественного новообразования).
До достижения совершеннолетия. Присваивается в двух случаях:
- Не позднее, чем в течении двух лет после первого назначения, если есть не обратимая дисфункция организма
- Не позже, чем через 4 года, если ремиссия невозможна при лечебных процедурах.
В каких случаях происходит отказ в инвалидности ребенку
В приказе Министерства труда№1024 выделены два важных критерия для оценки инвалидности ребенка:
- Степень расстройства функций организма
- Степень ограничения жизнедеятельности
Первый критерий имеет медицинский характер и определяется фактическими параметрами функционирования организма.
Второй критерий — позволяет оценить, насколько первый (проблемы со здоровьем) влияет на жизнь ребенка.
Это влияние выделяется в трех степенях и оценивается в процентах.
- Если нарушения характеризуются как “умеренные”а степень дисфункции составляет 40-60%, то после достижения совершеннолетия, ребенок получает третью группу инвалидности.
- Если дисфункция в пределах 70—80% — ребенок инвалид детства 2 группы.
- 1 группа инвалидности детей присуждается при достижении 18-летнего возраста со степенью дисфункции 80—100%.
Степень ограничения жизнедеятельности определяется возможностью ребенка социализироваться при наличии недуга.
Т.е. отказать ребенку в получении инвалидности могут, если у него есть серьезное заболевание, но он его преодолел и у него нет проблем с жизнью в конкурентной среде.
Если у ребенка ограниченная подвижность в суставах или легкая атрофия мышц, ему могут дать инвалидность, если он спортсмен. Если окажется, что ребенок отлично реализовал себя в IT-сфере, а существующая дисфункция не мешает ему жить, в инвалидности могут отказать.
Неврологические заболевания
В таблице ниже представлены некоторые из наиболее распространенных неврологических заболеваний, при которых может быть установлена инвалидность 1 группы:
Название заболеванияОписание
Болезнь Паркинсона | Хроническое нейродегенеративное заболевание, которое приводит к нарушению координации движений, дрожи конечностей, мышечной слабости и другим симптомам. |
Множественная склероза | Аутоиммунное заболевание центральной нервной системы, которое приводит к различным неврологическим симптомам, таким как нарушения координации движений, параличи, проблемы с зрением и другие. |
Эпилепсия | Хроническое нейрологическое заболевание, характеризующееся повторяющимися эпизодами непроизвольных судорог, нарушениями сознания и другими неврологическими проявлениями. |
Инсульт | Острое нарушение кровообращения в мозге, которое может привести к различным последствиям, включая параличи, нарушения речи и другие неврологические нарушения. |
ДЦП (детский церебральный паралич) | Группа неврологических расстройств, обусловленных повреждением мозга в детском возрасте и приводящих к нарушению движений и моторной координации. |
Это лишь небольшая часть неврологических заболеваний, при которых может быть установлена инвалидность 1 группы. Более подробную информацию о критериях определения инвалидности и других неврологических заболеваниях вы можете получить у своего лечащего врача.
Финансовая поддержка ребенку-инвалиду с ДЦП гарантирована федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Она предусматривает:
- социальную пенсию по инвалидности;
- ежемесячную денежную выплату (ЕДВ);
- улучшение или расширения жилья;
- обеспечение лекарственными препаратами и путевками на санаторно-курортное оздоровление;
- предоставление спецсредств – костылей или инвалидной коляски;
- льготный проезд на общественном и пригородном транспорте;
- бесплатный проезд один раз в год к месту лечения или реабилитации;
- право на зачисление в вуз вне конкурса – только для инвалидов ДЦП первой и второй группы.
Как оформить статус для получения льгот
Для оформления инвалидности ребенку, родители должны обратиться к лечащему неврологу или детскому педиатру, который даст направление на проведение медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Затем для родителей начинается самый сложный этап – посещение всех врачей из списка, сдача анализов и прохождение диагностических процедур. Всех врачей нужно посетить до назначенного дня проведения экспертизы. Имея на руках заключения врачей и результаты анализов, родители передают их на рассмотрение в комиссию лично или в электронном виде.
Из документов также нужно предоставить свидетельство о рождении (или паспорт после 14 лет), характеристику с места учебы или детского сада (при условии их посещения ребенком) и направление на МСЭ. Комиссия не имеет права требовать от родителей или опекунов предоставления других документов.
ДЦП – это тяжелое заболевание, требующее серьезного лечения и длительной реабилитации. Полученные льготы после оформления инвалидности станут хорошей материальной поддержкой.
Сердечно-сосудистые заболевания
- Ишемическая болезнь сердца (ИБС) — хроническое заболевание, при котором происходит нарушение кровоснабжения сердечной мышцы из-за сужения или закупорки артерий, что приводит к появлению стенокардии и инфаркта миокарда.
- Артериальная гипертензия (гипертония) — хроническое повышение артериального давления, которое может привести к развитию инфаркта, инсульта, аневризмы и других осложнений.
- Сердечная недостаточность — нарушение функции сердца, при котором оно не способно обеспечить организм необходимым количеством кислорода и питательных веществ.
- Аритмии сердца — нарушение ритма сердечных сокращений, которое может привести к серьезным осложнениям, таким как тромбоэмболия и остановка сердца.
- Врожденные пороки сердца — аномалии развития сердца, которые могут привести к серьезным нарушениям работы сердечно-сосудистой системы.
Сердечно-сосудистые заболевания требуют постоянного наблюдения и лечения, и могут прогрессировать, приводя к инвалидности. При наличии таких заболеваний рекомендуется обратиться за консультацией к кардиологу или сердечно-сосудистому хирургу.
Могут ли отказать в предоставлении инвалидности
Да, такое возможно. Решение об отказе в признании гражданина инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов экспертизы и заносится в акт МСЭ. При проведении экспертизы с личным присутствием гражданина решение объявляется ему или его представителю в присутствии всех специалистов, проводивших экспертизу, которые дают по нему разъяснения.
Важно! Гражданин (его представитель) имеет право на ознакомление с актом и протоколом проведения МСЭ. А по его письменному заявлению бюро обязано выдать заверенные копии данных документов в этот же день.
Учреждения МСЭ не устанавливают диагноз, а руководствуются тем диагнозом, который был поставлен ранее. Тем не менее в комиссию МСЭ входят врачи, которые проводят комплексный анализ предоставленных документов, а при очном визите могут провести осмотр, опрос и обследование пациента. Это дает возможность уточнить какие-либо данные без прохождения дополнительных формальностей.