Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый налог на землю с 2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с новым Земельным налоговым кодексом, введенным законом № 389-ФЗ, база налогообложения земельного налога будет увеличена. Это означает, что больше участков земли будут подлежать обложению налогом.
Новая схема рассмотрения документов по имущественным налогам
С января 2024 года начнут действовать новые рекомендации по рассмотрению ИФНС документов в части налогообложения недвижимого имущества, транспорта и земельных участков организаций.
По новым правилам, указанным в письме ФНС от 29.08.2023 № БС-4-21/11027@, все документы по имущественным налогам компания сможет подавать в любую ИФНС. К исключениям относится уведомление о порядке сдачи декларации по налогу на имущество.
Если налогоплательщик направит документ в ИФНС, которая не имеет полномочий для рассмотрения вопроса, его переадресуют в нужную налоговую инспекцию.
Для каждого из документов определены особенности их рассмотрения. Например:
- Если ИФНС рассмотрела заявление о предоставлении налоговой льготы и согласна с ним, она пересчитает налог, а компания получит соответствующее уведомление. При отрицательном решении налоговая инспекция оповестит компанию, направив сообщение.
- Когда ИФНС рассмотрит пояснение к сообщению об исчисленных налогах, компания получит уведомление с информацией о том, что обоснования приняли или отклонили.
Изменение порядка расчета налоговой базы
Согласно новым изменениям, внесенным в законодательство о земельном налоге, с 2024 года будет изменен порядок расчета налоговой базы для физических и юридических лиц.
В соответствии с новыми нормами, налоговая база будет устанавливаться на основе кадастровой стоимости земельных участков, установленной государственным кадастровым агентством. Кадастровая стоимость определяется на основе характеристик участка, таких как его площадь, местоположение, назначение и другие параметры.
Также будет установлен коэффициент, который будет применяться к кадастровой стоимости земельного участка. Данный коэффициент будет учитывать различные факторы, влияющие на стоимость земли, такие как наличие коммуникаций, доступность дорог, близость к населенным пунктам и другие.
Порядок расчета налоговой базы также будет зависеть от категории земельного участка. Для земель сельскохозяйственного назначения будет установлен один коэффициент, для земель промышленного назначения — другой, а для земель жилой застройки — третий.
Стоит отметить, что новые изменения в законодательстве о земельном налоге также предусматривают установление льгот для определенных категорий налогоплательщиков. Например, для граждан, которые получают доходы только от сдачи в аренду земельных участков, будет установлена льготная ставка налога.
В случае возникновения споров между налогоплательщиком и государственной налоговой инспекцией по вопросам расчета налоговой базы, налогоплательщик имеет право обратиться в судебный орган для защиты своих прав и интересов.
Таким образом, введение новой системы расчета налоговой базы в земельном налоге с 2024 года предусматривает комплексные изменения в отношении установления налоговой базы, внесение новых коэффициентов, установление льгот для определенных категорий налогоплательщиков и усиление правовой защиты налогоплательщиков.
Возможность участия в инвестиционных проектах
Согласно новым изменениям в земельном налоге, введенным Законом № 389-ФЗ, налогоплательщики получают возможность участвовать в инвестиционных проектах, которые направлены на развитие и модернизацию территорий.
Судя по новым правовым нормам, физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут быть исключены из участия в инвестиционных проектах, если они не выполняют свои обязательства перед государством или нарушают законодательство.
Однако, если налогоплательщики участвуют в инвестиционных проектах, то они получают законную возможность влиять на изменения в земельном налоге и других налоговых сборах. При этом, стоимость земельных участков, используемых в инвестиционном проекте, определяется на основании кадастровой стоимости, учитывая влияющие факторы, такие как местоположение и нахождение участка.
Новая система определения стоимости земли позволяет участникам инвестиционных проектов получать налоговые льготы и снижать налоговые обязательства. Например, если стоимость земли по кадастровой стоимости превышает 4 миллиона рублей, то налоговый период по земельному налогу увеличивается до 4 лет. Таким образом, участники инвестиционных проектов имеют возможность сэкономить на налогах и использовать эти средства на развитие своего бизнеса.
Однако, для участия в инвестиционных проектах необходимо соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством. Например, участник должен иметь определенный опыт и квалификацию, а также обладать достаточными финансовыми ресурсами для реализации проекта.
Таким образом, новые изменения в земельном налоге предоставляют возможность участия в инвестиционных проектах, которые помогут развитию территорий и экономики страны. Это позволяет налогоплательщикам получать налоговые льготы и снижать налоговые обязательства, а также активно влиять на изменения в законодательстве и налоговой политике.
Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:
- 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
- 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
- 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Изменения в законодательстве, касающиеся уплаты земельного налога, были приняты 31.07.23 отдельными положениями из ФЗ № 389. Все они вступают в силу единовременно, начиная с 1 января.
Какие изменения были утверждены:
- налоговая база на недвижимость будет рассчитываться как доля кадастровой стоимости земельного участка по пропорции конкретной части, если последняя занята жилищным фондом или объектами из числа инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального назначения, хотя изначально не относится к их числу (п. 2 ст. 391 ФЗ № 389);
- размер налогового платежа и аванса формируется по сведениям органов, которые ведут кадастровый учет и занимаются регистрацией прав на недвижимость, а также по иной информации, предоставленной в ФНС по действующему законодательству, юридические лица при этом производят расчет самостоятельно (п. 2 ст. 396 ФЗ № 289);
- исчисление налога на землю, осуществляющееся на основании сведений, предоставленных органами по контролю земельного имущества, производится по новым порядкам (ст. 396 ФЗ № 389).
Юридических лиц также затронут и другие изменения, связанные с работой налоговой. С ними можно ознакомиться отдельно.
Применение различных ставок земельного налога в отношении одного и тогда же участка
НК РФ не был урегулирован вопрос о порядке исчисления земельного налога, если один участок занят сооружениями инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и иными объектами. В подобном случае налоговики требовали рассчитывать налог за весь земельный участок по ставке, установленной законом субъекта РФ в отношении прочих земель – не выше 1,5 %, так как применение ставки не выше 0,3 % возможно только при выделении самостоятельного земельного участка под объектами жилищной инфраструктуры.
С 2024 года разрешено применять различные ставки земельного налога в отношении одного и тогда же участка.
Для этого фирма должна подать в инспекцию уведомление со следующими сведениями:
- наличие на земельном участке жилищного фонда и (или) объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
- площадь участка, занятая объектами недвижимости, которые не относятся к жилищному фонду.
Форму уведомления, порядок его заполнения и формат подачи утверждает ФНС России.
К уведомлению нужно приложить документы, подтверждающие наличие таких объектов и площадь части участка, занятой объектами недвижимости, не относящимися к жилищному фонду.
Если не представить уведомление, инспекция получит сведения о наличии на участке объектов жилищного фонда в порядке межведомственного обмена.
Повышающие коэффициенты для земельных участков под жилищное строительство
В отношении земельных участков, приобретенных для жилищного строительства, исчисление суммы налога (авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока, который начинает течь с даты госрегистрации права на участок.
Исчисление суммы налога (авансовых платежей) по участкам под жилищное строительство производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Этот срок начинает течь с даты госрегистрации права на участок и вплоть до регистрации прав на построенный объект.
Федеральным законом от 31 июля 2023 г. изменен порядок применения повышающих коэффициентов по участкам, приобретенным для жилищного строительства.
Изменения, действующие с 1 января 2024 года, таковы:
- Если налогоплательщик заключил договор о комплексном развитии застроенной территории, то повышающие коэффициенты 2 и 4 необходимо использовать при исчислении земельного налога с даты выдачи разрешения на строительство жилого дома (многоквартирного дома). Договор заключается с победителем или участником торгов, а также с правообладателем участка либо объекта недвижимости в соответствии со статьей 68 ГрК РФ;
- В иных случаях, если разрешенное использование земельных участков, предусматривающее жилищное строительство, установлено после госрегистрации прав на эти участки, то повышающие коэффициенты применяются с 1 числа месяца, следующего за месяцем внесения в ЕГРН сведений о таком виде разрешенного использования.
Льгoты для нaлoгoплaтeльщикoв
- B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:
Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;
- Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
- Дeти-инвaлиды;
- Инвaлиды c дeтcтвa;
- Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
- Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
- Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
- Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
- Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.
Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.
Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.
Беззаявительный порядок освобождения от налога на имущество (и не только)
Беззаявительный порядок освобождения от налога на имущество организаций позволяет значительно упростить процедуру налогообложения и снизить административную нагрузку на предприятия. Это значит, что предпринимателю не нужно будет заполнять и подавать отдельное заявление на освобождение от налога на имущество, а вместо этого он автоматически будет освобожден от уплаты данного налога.
Такое нововведение позволяет предприятиям сэкономить время и ресурсы, которые ранее тратились на процедуру подачи заявления и следующих за ней проверок со стороны налоговых органов. Вместо этого, предпринимателям будет достаточно соблюдать условия, установленные законодательством, чтобы автоматически быть освобожденными от уплаты налога на имущество.
В целом, беззаявительный порядок освобождения от налога на имущество организаций является положительным шагом в развитии бизнеса и упрощении налоговых процедур. Однако, необходимо учитывать, что данный порядок применим только в определенных случаях и при соблюдении определенных условий. Поэтому предпринимателям следует быть внимательными и внимательно изучать законодательство, чтобы не упустить возможность освобождения от налога на имущество.
Изменение порядка определения налоговой базы
С момента принятия Закона № 389-ФЗ порядок определения налоговой базы для земельного налога изменился. Теперь налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, который используется для сельхозназначения, а также для жилищного, автостоянок и других целей.
Определение кадастровой стоимости земельного участка проводится с учетом его местоположения, назначения и характеристик. Также учитывается наличие на участке объектов недвижимости и иных сооружений.
Для физических лиц ставки земельного налога остаются неизменными в 2022-2023 годах, а с 2024 года начинают действовать новые ставки, которые будут установлены властями регионов.
Юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей, должны уплачивать земельный налог по установленным ставкам. Однако в некоторых случаях могут применяться льготы, которые определены в кодифицированном акте.
Для исчисления земельного налога используется формула, которая зависит от кадастровой стоимости участка и ставок налога. В случае переплаты налога, лицо имеет право на возврат переплаты или ее зачет в будущие платежи.
Отчетный период для уплаты земельного налога для физических лиц и индивидуальных предпринимателей — календарный год. Отчетными лицами являются владельцы земельных участков или лица, имеющие право на использование земли.
В случае использования земельного участка для сельхозназначения, налоговая база определяется исходя из площади и нормативной стоимости земли для сельхозназначения в регионе. Для этой категории лиц также могут применяться льготы, которые определены в кодифицированном акте.
В регионах могут быть установлены различные принципы определения налоговой базы и ставок земельного налога. Также в некоторых случаях могут быть установлены исключения и особые правила для определенных категорий лиц или видов использования земли.
Для уплаты земельного налога физическими лицами и индивидуальными предпринимателями можно воспользоваться калькулятором налога, который предоставляется налоговыми органами. Калькулятор позволяет определить размер налога на основе кадастровой стоимости участка и установленных ставок.
Налог на имущество физических лиц по-новому
Налог на имущество физлиц для полностью разрушенных объектов капстроительства с 2019 года не будет исчисляться с первого числа месяца их уничтожения (гибели, разрушения) независимо от даты регистрации прекращения права на них в Едином государственном реестре недвижимости.
По новому закону с 2020 года приусадебные, садовые и огородные участки, которые используются для предпринимательской деятельности, будут облагаться земельным налогом по ставке «для прочих земель», не превышающей 1,5 процента от кадастровой стоимости.
Разыскиваемые в связи с угоном или кражей транспортные средства отныне не будут облагаться налогом до месяца их возврата владельцу, а не до даты прекращения розыска в связи с истечением срока его проведения.
На что обратить внимание при подаче налоговой декларации
При подаче налоговой декларации в отношении вашей дачи следует обратить внимание на следующие важные аспекты:
- Сроки подачи: убедитесь, что вы подаете декларацию вовремя, чтобы избежать штрафных санкций. Обратите внимание на установленные налоговыми органами даты для подачи деклараций и не откладывайте процесс до последнего момента.
- Корректность данных: в декларации следует указать все необходимые сведения о вашей даче, включая адрес, площадь, тип и целевое использование объекта недвижимости. Убедитесь, что предоставляемая информация точна и соответствует действительности.
- Учет расходов: при заполнении декларации учтите все связанные собственностью расходы, такие как налоги на землю, коммунальные услуги и расходы на обслуживание. Тщательно документируйте все финансовые транзакции и сохраняйте квитанции и счета на случай проверки со стороны налоговых органов.
- Исчисление налогов: ознакомьтесь с требованиями налогообложения для дачников и убедитесь, что правильно рассчитываете сумму налога, которую должны уплатить. Не забывайте учитывать возможные льготы и снижения налоговой нагрузки, которые могут быть доступны в вашем регионе или в зависимости от условий использования дачи.
- Соблюдение правил: следуйте инструкциям и правилам, установленным налоговыми органами, при подаче декларации. Убедитесь, что вы предоставили все необходимые документы и сведения, подписали декларацию и отправили ее в соответствующую налоговую службу.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете справиться с процессом подачи налоговой декларации для вашей дачи без проблем и минимизировать риски возможных налоговых последствий.
Штрафы и ответственность за налоговые нарушения
Нарушение налогового законодательства может повлечь за собой штрафные санкции и другие виды ответственности. В случае невыплаты налогов или неправильного их уплаты дачник могут ожидать следующие последствия.
1. Финансовые санкции: владелец дачи может быть обязан уплатить штраф или дополнительный налог, рассчитанный согласно установленным процентным ставкам. Размер штрафа может зависеть от множества факторов, включая сумму недоплаченных налогов и срок задолженности.
2. Практические меры: наряду с финансовыми штрафами дачнику может быть ограничен доступ к различным государственным услугам и льготам. Например, он может быть лишен права получать субсидии, льготы или другие виды государственной поддержки.
3. Уголовная ответственность: в случае совершения преступления в сфере налогообложения, дачнику грозит уголовная ответственность в соответствии с действующим уголовным законодательством. Это может включать арест, штрафы или другие виды уголовного наказания.
Для избежания неприятностей и нарушений закона, рекомендуется дачникам внимательно ознакомиться с налоговыми обязательствами, своевременно выплачивать налоги и следовать требованиям налогового законодательства.
Изменения в налогообложении для индивидуальных предпринимателей с дачами
С 2024 года индивидуальные предприниматели, у которых есть дачные участки, столкнутся с изменениями в налоговом законодательстве.
Во-первых, владельцы дачных участков будут обязаны платить налог на недвижимость. Ранее данный налог не взимался с лиц, не являющихся налоговыми резидентами. Однако в связи с изменениями закона, индивидуальные предприниматели будут обязаны уплачивать налог на свои дачи.
Кроме того, индивидуальные предприниматели с дачами обязаны учитывать свои доходы от аренды дачного участка. Ранее доходы от такой аренды считались необлагаемыми налогом, однако с введением изменений, они должны быть заявлены и учтены в налоговой декларации.
Также следует отметить, что индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельским хозяйством на своих дачных участках, подлежат налогообложению в соответствии с особыми режимами, предусмотренными для сельскохозяйственных предприятий. Это означает, что они могут применять упрощенные системы налогообложения или быть освобождены от некоторых налоговых обязательств.