Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завершение обгона через сплошную линию разметки чем грозит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прерывистая линия (1.5), которая разделяет транспортные потоки, никогда не переходит в сплошную внезапно. Чтобы водитель понял о приближении к соответствующей запрещающей разметке, Правила дорожного движения предусматривают нанесение на полотно линии 1.6. Она представляет собой длинные «штрихи» с небольшими промежутками между ними. Согласно действующим в 2019 году стандартам, ее протяженность не может быть менее 50 метров. Это значит, что у водителя, соблюдающего скоростной режим, всегда есть время, чтобы рассчитать свои действия.
Штраф за пересечение сплошной линии
Законодатели позаботились о предупреждении автомобилистов, поэтому теоретически никакого смягчения административной ответственности при завершении обгона через сплошную линию быть не может. Санкции за проступок установлены частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. На сегодняшний день водителю будет грозить штраф в размере 5000 рублей. В худшем случае автомобилист лишится своих прав на 4-6 месяцев. Дело вправе рассмотреть либо начальник ГИБДД, либо судья.
Что делать, если наезд на сплошную линию все-таки произошел?
Если все случилось на глазах бдительного инспектора, отрицать факт пересечения разметки не имеет смысла. Однако здесь есть небольшая хитрость. Нужно сообщить стражу порядка, что водитель обгоняемого автомобиля начал прибавлять скорость после того, как вы оказались на встречной полосе. Необходимо настаивать на том, что изначально расстояние было рассчитано верно (то есть с учетом длины разметки 1.6), но в результате неожиданно возникшей помехи маневр затянулся.
Конкретные штрафные санкции за воспрепятствование обгону законом не предусмотрены. Но подобные действия со стороны второго водителя вынуждают трактовать совершенный проступок как неумышленный. Если же сзади ехал третий автомобиль, аргументы становятся еще более весомыми — прерывание маневра на полпути могло привести к возникновению аварийной ситуации. Нужно настаивать на том, что завершение обгона с наездом на сплошную линию было единственным выходом их сложившейся ситуации.
Когда самостоятельно обжаловать протокол не удается, лучше обратиться за помощью к адвокатам. Предварительно можно ознакомиться с мнением опытных предстателей закона:
Юрий Тимкин: «В отличие от штрафа, наложение которого можно оспорить, лишение прав – более серьезное для водителя наказание. В свою защиту есть возможность ссылаться только на одно обстоятельство: ошибка дорожных или коммунальных служб в нанесении разметки или расстановки знаков, которые помогают ориентироваться на дороге. Поэтому если сплошная разметка начинается сразу после окончания пунктирной, закон будет на стороне того, кто был за рулем в момент совершения обгона».
Сергей Фесенко: «Бывают ситуации, когда при обгоне фуры сплошной разметки и расположенного дальше моста не видно, и обход транспорта приходится на мост. Это фиксируется работниками ГИБДД, а в протоколе указывается обгон с выходом на встречную полосу. Обжаловать это будет очень сложно. Можно попробовать сделать фото местности и обратиться в суд с доказательствами. Лишение водительских прав вероятно, так как правила не соблюдаются не вследствие предотвращения ДТП, а только по вине водителя».
Если необходимость выполнения рассматриваемого маневра обусловлена ситуацией, а не желанием проехать быстрее, поставив под угрозу безопасность нескольких участников движения, штраф и лишение ВУ незаконно и подлежит оспариванию, особенно при наличии доказательств.
Характерные судебные решения
Завершение обгона через сплошную по состоянию на 2019 год категорически запрещено. Причем нарушением признается даже факт того, что маневр был произведен в положенном месте, а закончен на запрещенном.
Судя по стандартной судебной практике водителей за подобное нарушение всегда привлекали по статье 12.15 Кодекса об административных правонарушениях. При этом предусматривается наказание в виде штрафа в сумме 5000 рублей. Водителя также могут лишить права управления транспортным средством на срок от четырех месяцев до полугода за выезд на встречку.
Однако как быть в данной ситуации, если водитель начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной? В данном случае местные суды будут ориентироваться на решение Верховного суда, который огласил, что главным фактором служит расположение автомобиля слева от сплошной линии, что в результате образует состав нарушения по указанной выше статье.
Даже если принять во внимание, что решение Верховного суда уже является устаревшим, с 2017 года действует пункт в правилах дорожного движения, который также запрещает любое нахождение транспортного средства слева от сплошной линии.
Согласно ему на любых дорогах, где действует двустороннее движение, запрещается двигаться автомобилю по полосе, которая предназначена для встречных машин, если:
- присутствует разделительная полоса;
- имеются трамвайные пути.
Таким образом, если водитель пересек сплошную при завершении обгона, то это считается нарушением правил дорожного движения. В них четко указано, что обгон через запрещающую линию, равно как и нахождение автомобиля слева на встречке от сплошной, карается наказанием, включающим лишение прав.
Какое наказание предусматривается за маневр
Завершение обгона через сплошную разметку, который был произведен случайно или преднамеренно признается нарушением правил. За правонарушение предполагается штраф, составляющий 5000 рублей. Если при завершении обгона наезд на сплошную был осуществлен лишь по касательной, то наказание предусматривается аналогичное.
По сравнению с прошлыми годами сумма наказания существенно повысилась. Ранее за подобный проступок водителю назначали штраф в размере 1500 рублей.
Однако нарушение признается очень серьезным. При наличии веских оснований суд может лишить автомобилиста права управления транспортным средством на срок от четырех месяцев до полугода. Конкретное наказание выбирается в зависимости от особенностей правонарушения:
- учитывается угроза для других участников движения;
- наличие или отсутствие аварийной ситуации и иных факторов, связанных с выездом на встречную полосу.
Если же водитель повторно допускает нарушение в течение года после предыдущего, то существенно ужесточаются санкции. Суд лишает прав управления на период от одного года.
Как оспорить нарушение
Известно, что у любого человека в Российской Федерации имеется право на оспаривание любого нарушения, за которое был выписан протокол сотрудниками ГИБДД. Далеко не все автовладельцы при этом желают платить крупные штрафы или же лишаться права управления транспортным средством, если проступок был совершен не преднамеренно или не по его вине.
Иногда дорожная служба не соблюдает требования законодательства и не наносит промежуточную разметку, предваряющую сплошную линию. Таким образом, чтобы не подвергнуться наказанию, необходимо обязательно указать в протоколе, что данной разметки не было. Особенно полезной оказывается запись с видеорегистратора, либо фотографии с места нарушения, где видно, что разрешающая линия внезапно перешла в сплошную. При этом также нигде не должно быть предупреждающих знаков, чтобы суд вынес решения в пользу истца. Если все приведенные доводы водителя подтвердятся, то протокол аннулируется и наказания не последует.
Консультации по темам
Вопрос по алиментам |
Общие вопросы юристу онлайн |
Получение гражданства РФ |
Ритейл |
Юрист по банкротству |
Производство |
Получение субсидий, грантов |
Бухгалтерский учет. Анализ, аудит |
Юрист по трудовому спору |
Арбитражные споры |
Патентное право |
Работа с судебными приставами |
Импорт, экспорт |
Гражданское право |
Семейный юрист онлайн |
Автоюрист. Споры по ДТП |
Жилищный юрист онлайн |
Жалоба в ЕСПЧ |
Защита прав потребителей |
Наследственные споры |
- В Ставропольском крае водитель стал обжаловать лишение прав за обгон на сплошной, начатый на прерывистой. Он предъявлял доказательства, что не важно, где закончен обгон, главное, что его начало было в разрешенном месте. Суд отклонил такую жалобу, но смягчил меру с лишения прав до 5000 рублей штрафа.
- Похожее дело рассматривалось, когда водитель в суде просил снизить наказание из-за того, что не заметил знак «Обгон запрещен».
- В Московской области водитель просил уменьшить наказание, мотивировав суд — малолетним сыном. Он указал, что автомобиль для него является средством заработка. Судья смягчил наказание с лишения до штрафа.
- В Симферополе водитель подал жалобу на постановление о лишении прав. Он сообщил, что автомобиль, который он обгонял, стал повышать скорость, и препятствовал завершению маневра. Но суд жалобу отклонил.
- Саратовский суд из-за отсутствия состава нарушения прекратил дело по причине несоответствия длины разметки. Она была меньше 50 метров, что не соответствует ГОСТу.
Оспаривание постановления
Если после обгона ТС останавливает сотрудник ДПС, объясняя свои действие нарушением правил дорожного движения, то доказать невиновность можно несколькими способами:
- ошибки в разметке ее может не быть вовсе или нанесена она неправильно (нет предупредительной линии). Помимо этого, часто разметка испачкана грязью или стерта, поэтому ее не видно и предугадать появление сплошной невозможно;
- нарушение не было зафиксировано на камеру в суде устное свидетельство запрещенного приема не пройдет. Помимо этого, если инспектор ГИБДД утверждает, что он заснял пересечение сплошной линии, но не показывает материал, то водитель имеет право подписать протокол и указать в нем, что он не согласен с выдвинутым обвинением.
На обжалование постановления есть 10 дней. Основания для этого следующие:
- постановление ошибочно. На фото другое авто или не видно факта нарушения ПДД;
- за рулем не владелец ТС;
- водитель не согласен с вынесенным решением.
Для этого стоит обратиться в районный суд или отделение ГИБДД, выписавшее постановление. Если жалоба будет отклонена, то придется уплатить штраф.
Чтобы не лишится ВУ или своих денег, необходимо правильно совершать обгон. Но иногда, по независящим от водителя причинам, нарушить правила все же приходится. В таких случаях нужно знать свои права и отстаивать их.
В документе необходимо указывать следующие пункты:
- Полное наименование судебной инстанции;
- ФИО, адрес фактического проживания, место регистрации заявителя, прочие контактные данные (телефон, почтовый ящик, факс и прочее).
- Подробное описание ситуации – почему обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной, соответствуют ли факты, указанные в протоколе, действительности, каковы факторы заставили совершить завершение манёвра на сплошной, действия сотрудника ГИБДД с момента Вашей остановки. Ссылки на доказательства, причём как приложенные заявителем, так и предоставленные непосредственно правоохранительными органами, прочие моменты, имеющие непосредственное отношение к ситуации.
- Причины, по которым Вы считаете, что правомерно завершили обгон на сплошной – неправильная разметка, аварийная ситуация, не позволившая закончить манёвр заранее, неправомерные действия сотрудника ГАИ и прочее.
- Ссылки на законодательные нормы (ПДД, КОАП и прочее), регламентирующие возникшую ситуацию.
- Резолютивная часть – требование отмены вынесенного протокола. Также тут могут указываться дополнительные требования, например, проведение независимой экспертизы, истребование доказательств, опрос свидетелей и прочее.
- Дата и подпись.
К жалобе необходимо прикреплять все документы, имеющие отношение к материалам дела.
Заявители по данной категории дел освобождаются от уплаты госпошлины.
На практике решения судов по данному вопросу противоречивы – при достаточном наличии доказательств суд может отменить решение ГИБДД и признать Вас невиновным, однако очень часто таковых доказательств попросту нет либо их недостаточно для доказывания Вашей невиновности (например, отсутствие фото и видеосъёмки), нет экспертизы места правонарушения и прочее) – тогда суд признает Вас виновным. Единственный выход из этой ситуации – обжалование решения суда в надзорном порядке через Верховный Суд либо соответствующую судебную инстанцию субъекта федерации.
Завершение обгона с пересечением сплошной
На наших дорогах множество участков, где прерывистая разметка недостаточной длины. Потому водители часто не успевают закончить задуманное перестроение на дороге до начала сплошной разметки. В результате они вынуждены пересекать сплошную, что расценивается как строгое несоблюдение ПДД. Даже когда автовладелец завершает обгонный маневр, переезд сплошной не перестает быть нарушением.
Но что собой представляет обгон – это маневр, предполагающий два перестроения и непродолжительную езду по встречке. Если выезда на полосу встречного направления нет, то и обгона, как такового, тоже нет. Подобный маневр является уже опережением. Так вот, ПДД четко регламентирует, что закончить обгон через сплошную, даже если он начался на прерывистой разметке, категорически нельзя. П. 9.1 действующих на 2021 Правил запрещает водителям находиться по левую сторону от любой сплошной.
Как избежать лишения прав
Есть несколько тонкостей, которые могут помочь сохранить права, отделавшись штрафными санкциями.
- Длина разметки с удлиненными штрихами. По ГОСТу она должна длиться не меньше 50 м. Если она короче, то это может стать причиной, почему водитель не успел обогнать до начала сплошной. Это уже вина дорожников, а не водителя.
- Переквалификация на штраф. Нужно использовать все возможные смягчающие обстоятельства, чтобы получить наказание в виде штрафа.
- Сплошная не видна из-за сильной грязи или снега. При таком раскладе у водителя есть все шансы избежать лишения, поскольку сплошная скрыта от глаз. Водитель ее не видит, значит, не виноват. Но для использования данного аргумента нужно позаботиться о доказательствах в виде фото и видеосъемки дорожного полотна и скрытой сплошной. При этом на материалах должно стоять время и дата, совпадающие с фактическим временем правонарушения и привлечения.
Эти ситуации дают автовладельцу шанс избежать сурового наказания и сохранить водительское удостоверение.
Водитель пересек непрерывистую линию при завершении маневра обгона
Пересекая непрерывистую линию разметки 1.1 автовладелец в любом случае нарушает правило ПДД.
Линия разметки 1.1 создана, чтобы разделять транспортные потоки противоположных направлений и помечать границы транспортного движения в рискованных местах. Еще она используется для обозначения черты проезжей части, на которую заезжать запрещено.
Запрещается пересечение на ТС линии 1.1, 1,2, 1,3.
Кроме этого, в пункте 9.1 ПДД указано, что водителю нельзя заезжать на встречку, разделенную непрерывной разметкой и находиться на ней какое-то время. Действует это правило с 12 июля 2017 года.
Поэтому если водитель решит закончить маневр обгона через непрерывную разметку, это действие будет приравнено к нарушению ПДД.
Как обжаловать наказание?
Автовладельцам по закону предоставляется возможность обжаловать полученный штраф от ГАИ ГИБДД за опережение по одинарной разметке. Но успеть это сделать нужно в первые 10 суток со дня подписания протокола. Сразу предупредим, что если вы категорически не согласны с предъявленным обвинением, то это нужно обязательно обозначить в документе до того, как вы его подпишите. Обжалование в виде заявления нужно направить в местное подразделение ГАИ ГИБДД или в судебный орган.
Если на дороге не было предупреждающей пунктирной разметки, то это будет вашим доказательством невиновности. Важную роль сыграет и фраза о том, что дорожный знак не идентичен Госту. Наличие фотоматериалов и записей с видеокамеры или регистратора тоже склонят суд на вашу сторону. Не исключено, что у работника ДПС не будет никаких доказательств вашей вины. Если есть очевидцы происходящего на дороге, то рекомендуется привлечь к разбирательству и их. Фотографии и видео нужно приложить к заявлению на оспаривание факта правонарушения.