Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие постановления от распоряжения правительства РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.
Что такое постановление?
Постановления правительства не должны противоречить вышестоящим источникам права. Эти документы (за исключением постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера или относящиеся к гостайне) подлежат официальному опубликованию.
Помимо правительства РФ, постановления в пределах своей компетенции выпускают правительства субъектов РФ, а также некоторые органы и должностные лица. Например, в форме постановлений принимают акты министерства, Совет Федерации, Госдума.
Распоряжения Правительства – реализация его полномочий
Реализуя свои полномочия высшего исполнительного органа государства, Правительство РФ принимает, в пределах своей компетенции, различного рода нормативно-правовые и иные акты, которые призваны регламентировать общественные правоотношения во исполнение Основного закона – Конституции РФ, федеральных законов и Указов Президента.
Российское Правительство полномочно принимать такие правовые акты, как постановления и распоряжения. Несмотря на то, что принимаются постановления и распоряжения одним и тем же исполнительным госорганом, между этими документами существует значительная разница.
Распоряжение Правительства, в отличие от его постановления, не носит нормативного характера. Что это означает на практике? Это означает, что постановление Правительства касается широкого круга общественных отношений, они принимаются по наиболее важным государственным вопросам и обязательны для исполнения всеми и на территории всей России, между тем как распоряжение Правительства направлено на регламентацию каких-либо оперативных, текущих, можно сказать, «узких» вопросов.
Например, распоряжения Правительства могут касаться кадровых вопросов – правительственное распоряжение о назначении должностных лиц в министерствах и ведомствах, о присвоении классных чинов, о награждениях; или регулировать хозяйственные вопросы – распоряжение Правительства о предоставлении отдельным субъектам (фондам, муниципальным образованиям) различного рода субсидий за счет государственного бюджета и т.п.
Приказ, указание, распоряжение, как документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решения
Приказ, указание, распоряжение — организационно-распорядительные документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решений.
Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед предприятием. Приказ содержит обязательные для исполнения предписания.
Назовем основные виды приказов:
- приказы по общим вопросам, которые в свою очередь делятся на приказы по организационным вопросам (при создании, реорганизации или ликвидации структурных подразделений) и приказы по основной деятельности (при утверждении положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, при введении новых стандартов, при изменении графика работы предприятия и др.);
- приказы по кадрам и личному составу (эти приказы готовятся отделом кадров при назначении, освобождении, перемещении работников на должность, при уходе сотрудников в очередной отпуск и др. ).
Здесь представлены образцы оформления приказов.
В соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 6.30-2003 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» приказы выполняются на бланках организации.
Обязательными реквизитами приказа являются: наименование организации, название вида документа (ПРИКАЗ), дата (датой приказа является дата его подписания), регистрационный номер документа, место составления или издания, заголовок к тексту, текст, подпись, визы согласования документа.
Текст приказа состоит из двух взаимосвязанных частей:
- Констатирующая часть – в ней излагаются цели и причины издания приказа (могут быть перечислены факты, события, дана им оценка). Если приказ подготовлен на основании документов других организаций или ранее изданных документов, то указывают их реквизиты: наименование документа, наименование организации-автора, дату и регистрационный номер документа, заголовок к тексту в кавычках. В последнем предложении констатирующей части точка не ставится.
- Распорядительная часть – начинается со слова «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами с отдельной строки от левого поля документа. Распорядительная часть излагается в повелительном наклонении, может состоять из пунктов. Каждый пункт нумеруется арабской цифрой, оформляется с «красной» строки.
Нормативно правовые акты, указы, распоряжения, постановления: виды
Период действия законов определяется после момента их вступления в силу. Так документ может начать действовать во время принятия и опубликования, или по истечению установленного срока.
Поэтому из-за срока годности их разделяют на 2 вида:
- Временный, периодичный акт.
- Акт, действующий неопределенно или длительно.
Конкретно правовые акты разделяются на 3 основные группы. Каждая из них имеет свой срок действия, полномочия и распоряжения. Существует: закон, подзаконный акт, международный закон.
- Закон издает высший орган государственной власти, который обладает высшей юридической силой. Акт могут принять только уполномоченные органы власти. В редких случаях закон может быть принят из-за гражданского референдума. Вносить правки, менять закон может только его создатель, то есть высший орган. Как правило, законы регулируют и развивают социальное, экономическое, военное положение общества и государства.
- Подзаконный акт это документ, которые подробно прописывает действия закона. Он выстраивает иерархическую модель с целью прописать нормы так, чтобы они соответствовали прописанным нормам в высших источниках юридической силы. Также являются основой для более низких правовых актов. К подзаконным актам относятся: общефедеральные, муниципальные и акты субъектов федерации.
- Международные законы принимаются вне определенного государства, а с помощью множество стран, которые после будут обязаны соблюдать принятый международный закон. Документ является частью национальной правовой системы.
Определение постановления и распоряжения
Постановление — это нормативный правовой акт, который принимается коллегиальным органом власти или управления по наиболее важным вопросам, затрагивающим деятельность организации или территории. Постановления регулируют устойчивые, постоянные правоотношения.
Распоряжение — это правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации, органа власти или его заместителем. Распоряжения касаются текущих, оперативных вопросов деятельности. Они регулируют разовые правоотношения, которые носят временный характер.
Критерий | Постановление | Распоряжение |
Кем издается | Коллегиальным органом | Единолично руководителем |
Характер решаемых вопросов | Важные, принципиальные | Текущие, оперативные |
Сфера регулирования | Постоянные правоотношения | Разовые правоотношения |
Как видно из сравнительной таблицы, постановления и распоряжения имеют принципиальные отличия по основным критериям. Это позволяет правильно выбирать нужный вид документа в зависимости от решаемого вопроса.
Издание указов и распоряжений, кто занимается этим?
По статье № 90, в Российской Федерации издает и принимает указы Президент России. Принятые законы входят в список обязательных для исполнения, и исполняются по всей территории государства. При этом законы и указы, которые хочет принять глава державы, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным утверждениям.
Указы могут носить нормативный и ненормативный характер. Нормативные законы вступают в действие сразу после их подписания. В течение 7 дней распространяются по всей территории страны.
Все нормативные акты строятся на политической иерархии. Все зависит от юридической силы документа. Царит над любым правовым, нормативным актом Конституция России, поэтому указы должны быть подзаконными и не противоречить правилам Конституции.
Различия в процедуре разработки и принятия
При разработке и принятии постановления и распоряжения Правительства РФ имеются несколько отличий в процедуре, которая включает в себя следующие этапы:
Постановление | Распоряжение |
---|---|
1. Инициация Постановление может быть разработано по инициативе Правительства РФ или по поручению Президента РФ, Федерального Собрания, федеральных органов исполнительной власти или других организаций и лиц. |
1. Инициация Распоряжение может быть разработано по инициативе Правительства РФ, Председателя Правительства РФ или по поручению Президента РФ, Федерального Собрания, федеральных органов исполнительной власти или других организаций и лиц. |
2. Рассмотрение Постановление рассматривается на заседании Правительства РФ и принимается большинством голосов его членов. |
2. Рассмотрение Распоряжение рассматривается на заседании Правительства РФ и принимается большинством голосов его членов. |
3. Подписание Постановление подписывается Председателем Правительства РФ и официально публикуется. Подписанным постановлением руководствуются все органы исполнительной власти, органы и должностные лица. |
3. Подписание Распоряжение подписывается Председателем Правительства РФ и официально публикуется. Подписанным распоряжением руководствуются все органы исполнительной власти, органы и должностные лица. |
Таким образом, процедура разработки и принятия постановления и распоряжения Правительства РФ имеет некоторые различия, которые влияют на инициацию и принятие документов, а также на их юридическую силу и обязательность для исполнения.
Распоряжение правительства РФ — особенности и функции
Основные особенности распоряжения:
- Распоряжение, согласно законодательству, принимается Правительством Российской Федерации и является официальным документом.
- Этот юридический акт применяется в тех случаях, когда требуется решить определенную проблему или вопрос, но нет необходимости в принятии закона.
- В распоряжении может содержаться поручение или указание в отношении органов исполнительной власти, которые обязаны принять меры по его реализации.
- Распоряжение имеет схожие черты со законом, но имеет более меньшую юридическую силу, чем законодательный акт.
- Одной из особенностей распоряжения является его временный характер. В его обязательной части указывается срок его исполнения, после которого распоряжение теряет свою силу.
Функции распоряжения:
Распоряжение правительства РФ выполняет несколько важных функций:
- Нормативно-правовая функция: распоряжение является юридическим документом и имеет силу нормативного акта, действующего на всей территории Российской Федерации.
- Управленческая функция: распоряжение определяет ход деятельности органов исполнительной власти в решении конкретных проблем и задач.
- Регулятивная функция: распоряжение устанавливает правила, требования и условия для выполнения определенных действий или реализации программ и проектов.
- Координационная функция: распоряжение помогает в координации деятельности различных органов исполнительной власти и служит средством взаимодействия между ними.
Таким образом, распоряжение правительства РФ играет важную роль в управлении государством, реализацией законодательства и решении важных вопросов, не требующих принятия закона. Оно обладает своими особенностями и выполняет несколько функций, способствуя эффективной работе государственного аппарата.
Понятие и общая характеристика
Одно из ключевых различий между постановлением и распоряжением правительства РФ заключается в характере и общей значимости решений, описываемых в данных документах.
- Постановление:
- Принимается коллегиальным органом – Правительством РФ.
- Имеет общую значимость и регулирует важные вопросы.
- Определяет политику государства в различных сферах деятельности.
- Реализуется на уровне всей страны.
- Сопровождается принятой формой именуемой «Постановление Правительства РФ» и некоторой нумерацией.
- Принимается одним высокопоставленным лицом – Премьер-министром РФ или его заместителем.
- Имеет специальное знание и предназначено для внутренней реализации решений Правительства РФ.
- Направлено на решение конкретных задач, связанных с текущими вопросами.
- Охватывает только определенные территории или субъекты деятельности.
- Озаглавлено как «Распоряжение Правительства РФ» с указанием даты его принятия.
- Может затрагивать любые аспекты внутренней работы и работы субъектов РФ.
Таким образом, постановление определяет глобальную политику государства, тогда как распоряжение носит специальное назначение и имеет территориальные ограничения. Оба документа являются важными составляющими правовой системы России и оказывают значительное влияние на жизнь граждан и организаций.
Правовые силы и последствия
Распоряжение правительства РФ принимается по вопросам, не требующим разработки или изменения законодательства, и имеет ограниченную сферу действия. Обычно оно определяет порядок выполнения определенных задач либо назначает ответственных исполнителей внутри правительства.
Правовые последствия распоряжения правительства РФ обычно ограничиваются конкретной временной и территориальной сферой действия. Оно обязательно для исполнения и вступает в силу в момент его опубликования.
Постановление правительства РФ является более мощным инструментом правового регулирования. Оно принимается по вопросам, требующим разработки или изменения законодательства, и имеет широкую сферу действия.
Правовые последствия постановления правительства РФ распространяются на всю территорию Российской Федерации и обязательны для всех субъектов права. Оно обычно вступает в силу со дня его официального опубликования и имеет более долгосрочные последствия.
Процедуры принятия распоряжения и постановления
Процедуры принятия распоряжения и постановления в значительной степени отличаются друг от друга. Они регулируются разными законодательными актами и имеют разные цели.
Для принятия распоряжения требуется компетентность должностного лица или органа. Обычно это высокопоставленный государственный служащий или руководитель организации. Процедура принятия распоряжения обычно не требует обязательного предварительного обсуждения и согласования со сторонними лицами или организациями. Распоряжение может приниматься достаточно оперативно для немедленного исполнения или решения какой-либо конкретной задачи.
Постановление, в отличие от распоряжения, принимается коллегиальным органом или коллегиальным органом с привлечением экспертов. Этот процесс может включать предварительное обсуждение и согласование соответствующих вопросов. Постановление может иметь более широкий характер, касаясь политики, стратегии или долгосрочных мероприятий.
Из-за своей природы постановление обычно является более длительным процессом, чем распоряжение. Оно требует большего ознакомления с ситуацией и учета различных аспектов проблемы.
В целом, процедуры принятия распоряжения и постановления отражают различия в роли и функции должностных лиц и организаций в принятии решений. Распоряжения чаще используются для оперативных и текущих вопросов, тогда как постановления принимаются для решения более комплексных и долгосрочных задач.
Определение и применение постановления правительства РФ
Постановление правительства РФ имеет прямое действие и обязательно для исполнения всеми государственными органами, организациями, предприятиями и гражданами, находящимися на территории Российской Федерации.
Основными функциями постановления правительства РФ являются:
- Определение порядка реализации законов и других нормативных правовых актов;
- Установление правил и процедур в различных областях деятельности;
- Регулирование социальных, экономических и политических отношений;
- Установление стандартов и нормативов качества товаров и услуг;
- Урегулирование вопросов организации и функционирования государственных органов.
Постановление правительства РФ обладает юридической силой и имеет преимущество перед иными нормативными актами в случае их противоречия.