Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права на лодочный мотор со скольки лошадиных сил в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Определившись, на какие моторы нужны лодочные права, легко понять, нужно ли идти на курсы. Если такая необходимость есть, то нужно быть готовым к тому, что найти такие школы нелегко, особенно если речь идет не о крупном регионе. Стоит уточнить в ГИМС: возможно, от них действует какая-нибудь контора, предоставляющая такие услуги.
Главные изменения 2022 года, которые действуют и в 2023-ем
- Утратил силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.
В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается с 2022-ого с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.
Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:
- Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
- Заявления о регистрации будут приниматься, в основном, через портал Госуслуг.
- Судовладельцу будет выдаваться электронный судовой билет и (по желанию) бумажный. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4. Оба выданных варианта будут иметь одинаковую силу.
По сути, в период 2022-2023 мы официально и повсеместно перешли на единый электронный Реестр со всеми плюсами и минусами современных технологий. Это принципиальный момент, который позволяет понять те нововведения, с которыми нам жить в 2023.
Что является маломерным судном
До 2016 года маломерными суднами называли абсолютно все лодки, на которых установлены моторы. Следуя этому, каждое транспортное средство с весом от 220 кг и мотором мощностью более 5 лошадиных сил регистрировали в подразделении ГИМС. Права на лодку в таком случае были нужны, но теперь правила изменились. Причин на это было несколько: очереди в инспекции, сложности оформления документов, необходимость платить даже за ТС с маломощным мотором и многое другое. В результате законодательство было пересмотрено.
С 2016 года можно управлять моторкой без удостоверения судоводителя, но только в том случае, когда она подходит под определение «плавательное средство». Если лодка весит менее 200 кг и на ней установлен мотор мощностью до 10,88 лошадиных сил, то это плавательное средство. Однако учитывается вес без лодочного мотора, оборудования, груза и пассажиров. Как правило, относится это к небольшим лодкам ПВХ. Все остальные ТС, не подходящие под эти характеристики, относятся к маломерным суднам и подлежат регистрации в ГИМС.
Как учитывается масса и мощность
Допустим, вам известно, что на вашей лодке весом 180 килограммов стоит мотор мощностью восемь лошадиных сил. Казалось бы, регистрировать ее не нужно, поскольку эти два критерия укладываются в прописанные в законе значения. Однако имеются нюансы. Сотрудники ГИМС серьезно подходят к своим обязанностям и до недавнего времени предпочитали интересоваться не реальными характеристиками, а предельно допустимыми, которые производители водного транспорта прописывают в технических паспортах. Это запутывало ситуацию, поскольку:
- учитывалась масса, предельно допустимая и разрешенная для этой модели;
- принимались во внимание не возможности двигателя, используемого фактически, а максимально допустимая мощность агрегата, пригодного для установки на вашу модель лодки.
Этот нюанс приводил к многочисленным спорам, пока в 2019 году ситуация не была разъяснена письмом главы одного из управлений МЧС. Отныне учитывается общий вес плавсредства с фактически стоящим мотором, а в техпаспорт можно и не заглядывать. Рыбакам стало полегче. Но не забывайте, что часть сотрудников ГИМС продолжают делать оценку, игнорируя указания в письме. В этой ситуации без судебного разбирательства не обойтись, но дело вы с большой вероятностью выиграете.
Иногда есть смысл тщательно ознакомиться с характеристиками своего водного ТС, и, возможно, вы примете решение зарегистрировать его, дабы чувствовать себя спокойнее и иметь возможность использовать движок помощнее.
Техническое освидетельствование, если лодка подлежит регистрации
Плавсредства, подлежащие регистрации, проходят техническое освидетельствование. Эта обязательная процедура предназначена для плавательных средств не имеющих сертификата завода производителя, а также для маломерных судов, сделанных кустарным методом.
Каждое судно проходит регулярно процедуры осмотра с интервалом в пять лет. Первое ТО проводится с начала регистрации плавательного средства, а также в тех случаях, когда средство перемещается в другой субъект Российской Федерации. Также осмотру подвергаются мотолодки, над которыми был проведен капитальный ремонт или после ликвидации ошибок, выявленных после прохождения процедуры предыдущего ТО.
С новыми правила изменился порядок осмотра плавсредства, теперь он осуществляется в 2 этапа:
- Проводятся ходовые испытания на плаву.
- Судно подвергается финальным процедурам, которые связаны с его работоспособностью и дальнейшему использованию. Любые затраты, которые связаны с подъемом лодки, относятся к владельцу.
После истечения срока годности технического освидетельствования владельцу накладывается штраф от полутысячи до тысячи рублей.
Лодки с мотором которые не требуют регистрации и прав
К вопросу о том, какие надувные (и не только) лодки сейчас не требуют регистрации в ГИМС. Как указано в законе №36, не подлежать государственной регистрации маломерные суда массой до 200 кг. Это именно взвешенная масса, а не грузоподъемность. Согласно этому закону теперь такие моторные лодки как “Казанка“, “Обь” и “Крым” можно уже не регистрировать. Но здесь есть несколько “НО”. 200 кг. это лодка со всем необходимым оборудованием, полностью укомплектованная. Паспортная масса тут не прокатит. Т.е. вы ставите на лодку все, что вы с ней используете и потом взвешиваете. Если, к примеру, вы ходите под мотором, то он также является частью комплектации лодки и соответственно увеличивает ее итоговую массу. Так, что имея лодку весом в 190 кг., на которой установлен мотор в 15 л.с., который весит 35 кг., то в итоге мы имеем уже 225 кг. и соответственно такое маломерное судно подлежит регистрации в ГИМС. ГОСТ 19356- 79 как раз это четко определяет: «Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием».
Что касается технического освидетельствования, то можно сказать так “нет регистрации – нет ТО”. Но и тут есть оговорка. Новый порядок освобождает от проведения ТО такую категории судов как “гребные лодки, используемые на внутренних водах”. Так что, владельцы гребных лодок, теперь смогут спать чуть спокойнее. Правда если ваша деревянная гребная лодка весит больше 200 кг., ее все равно надо ставить на учет.
И самый популярный вопрос: Нужно ли иметь права на управление если у меня на лодке мотор мощностью 10 л.с.? Во-первых, в законе ничего о лошадиных силах не знают, мощность у нас измеряют киловаттами. Если мощность вашего мотора не превышает 8 кВт, то права на управление вам получать не нужно. А 8 киловатт это 10,88 л.с. Владельцы Ямах 9.9 слышу выдохнули с облегчением.
Резюмируя: Если у вас судно (надувная лодка, каркасная лодка, катер) весит в снаряженном состоянии (вместе с мотором) не более 200 кг. и мощность мотора не превышает 10 л.с. то вам беспокоиться не о чем, ни куда ходить не нужно и ничего регистрировать от вас не требуется.
Необходимо ли регистрировать лодки ПВХ?
С 2021 года на территории Российской Федерации действуют новые правила регистрации маломерных плавательных судов, к которым относят и надувные лодки ПВХ. Отметим, что не имеет значения, из какого материала сделано плавсредство – дерево, металл, ПВХ, пластик и другие. Ключевым критерием обязанности в регистрации являются технические характеристики лодки. Кроме этого, регистрации подлежат плавсредства, которые используются для некоммерческих целей – туризма, охоты, рыбалки.
Маломерным считается судно, длина которого не превышает 20 метров и вмещает на борту не более 20 человек. Масса плавсредства не должна превышать 200 килограмм, с учетом веса мотора. Мощность двигателя должна быть не меньше 8 кВт (примерно 11 лошадиных сил).
Если ваша ПВХ лодка отвечает вышеперечисленным критериям ее необходимо ставить на учет в ГИМС. Остальные плавсредства регистрации не подлежат. Для управления зарегистрированным судном понадобятся соответствующие права. Если у лодки была старая регистрация, желательно снять ее с учета и зарегистрировать заново.
Лодки с мотором которые не требуют регистрации и прав
К вопросу о том, какие надувные (и не только) лодки сейчас не требуют регистрации в ГИМС. Как указано в законе №36, не подлежать государственной регистрации маломерные суда массой до 200 кг. Это именно взвешенная масса, а не грузоподъемность. Согласно этому закону теперь такие моторные лодки как “Казанка“, “Обь” и “Крым” можно уже не регистрировать. Но здесь есть несколько “НО”. 200 кг. это лодка со всем необходимым оборудованием, полностью укомплектованная. Паспортная масса тут не прокатит. Т.е. вы ставите на лодку все, что вы с ней используете и потом взвешиваете. Если, к примеру, вы ходите под мотором, то он также является частью комплектации лодки и соответственно увеличивает ее итоговую массу. Так, что имея лодку весом в 190 кг., на которой установлен мотор в 15 л.с., который весит 35 кг., то в итоге мы имеем уже 225 кг. и соответственно такое маломерное судно подлежит регистрации в ГИМС. ГОСТ 19356- 79 как раз это четко определяет: «Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием».
Что касается технического освидетельствования, то можно сказать так “нет регистрации – нет ТО”. Но и тут есть оговорка. Новый порядок освобождает от проведения ТО такую категории судов как “гребные лодки, используемые на внутренних водах”. Так что, владельцы гребных лодок, теперь смогут спать чуть спокойнее. Правда если ваша деревянная гребная лодка весит больше 200 кг., ее все равно надо ставить на учет.
И самый популярный вопрос: Нужно ли иметь права на управление если у меня на лодке мотор мощностью 10 л.с.? Во-первых, в законе ничего о лошадиных силах не знают, мощность у нас измеряют киловаттами. Если мощность вашего мотора не превышает 8 кВт, то права на управление вам получать не нужно. А 8 киловатт это 10,88 л.с. Владельцы Ямах 9.9 слышу выдохнули с облегчением.
Резюмируя: Если у вас судно (надувная лодка, каркасная лодка, катер) весит в снаряженном состоянии (вместе с мотором) не более 200 кг. и мощность мотора не превышает 10 л.с. то вам беспокоиться не о чем, ни куда ходить не нужно и ничего регистрировать от вас не требуется.
В 2024 году электрические лодочные моторы не нужно регистрировать в ГИМС России. Это связано с их спецификой работы и низкими экологическими рисками. Такие моторы питаются от аккумулятора или батареи, поэтому они не выбрасывают вредные вещества в окружающую среду. Кроме того, электрические моторы работают тише, чем бензиновые или дизельные, что позволяет избежать лишнего шума на водоеме.
Электрические моторы также обладают другими преимуществами. Они легкие и компактные, что облегчает их установку и хранение. Кроме того, они не требуют постоянного обслуживания и не нуждаются в смазке или замене масла. Все это делает их более удобными и экономичными в использовании.
Если вы планируете использовать лодочный мотор на небольшой лодке или катамаране, то электрический мотор может быть отличным выбором. Он позволит вам передвигаться по воде без излишних хлопот, минимизируя влияние на окружающую природу.
Моторы марки Mercury не нужно регистрировать в ГИМС России в 2024 году. Это связано с тем, что эти моторы относятся к лодочным моторам, которые имеют мощность менее 10 л.с.
Меркурий – это американская компания, которая специализируется на производстве лодочных двигателей уже более 80 лет. Их моторы известны своей надежностью, производительностью и энергоэффективностью.
Моторы марки Mercury предлагают широкий выбор моделей и мощностей, чтобы каждый мог подобрать оптимальный вариант для своих нужд. Они отличаются высоким качеством сборки и превосходной производительностью во всех условиях.
Если вы планируете покупку лодочного мотора и хотите избежать необходимости его регистрации в ГИМС России, обратите внимание на моторы марки Mercury с мощностью менее 10 л.с. Они отличаются надежностью, безопасностью и простотой эксплуатации. Благодаря отсутствию необходимости регистрации, вы сможете сразу же отправиться на воду и насладиться комфортным и безопасным отдыхом.
Важная информация о сроках действия регистрации
Срок действия регистрации может варьироваться в зависимости от различных факторов, включая тип мотора, его мощность, цель использования и другие параметры. Поэтому необходимо тщательно ознакомиться с инструкциями и требованиями ГИМС, чтобы правильно определить срок действия регистрации для вашего мотора.
Важно помнить, что истечение срока действия регистрации может иметь серьезные последствия, включая штрафы и ограничения по использованию мотора. Поэтому рекомендуется вовремя отслеживать и следить за сроками действия регистрации и своевременно продлевать ее при необходимости.
Для облегчения контроля над сроками действия регистрации моторов в ГИМС, рекомендуется создать соответствующий сроковой календарь или напоминание в вашем личном календаре или органайзере, чтобы не упустить сроки продления регистрации и избежать нежелательных проблем.
В случае возникновения вопросов или необходимости уточнения информации о сроках действия регистрации моторов, рекомендуется обратиться к официальным источникам информации, таким как сайт ГИМС или соответствующие органы государственного управления.
Второй раздел: Регистрация лодочных моторов в ГИМС России
Для некоторых видов лодочных моторов требуется их регистрация в ГИМС России. Это необходимо для обеспечения безопасности движения на водных объектах и контроля за использованием водных моторных средств. Регистрация содержит в себе ряд процедур и формальностей, которые должен осуществить владелец лодочного мотора.
Для начала процедуры регистрации владелец должен обратиться в соответствующую местную организацию ГИМС. Здесь он заполняет специальную заявку на регистрацию мотора, предоставляет необходимые документы и оплачивает государственную пошлину. Важно отметить, что регистрация лодочного мотора должна быть произведена в течение определенного срока с момента его покупки или получения.
После подачи заявки и предоставления всех необходимых документов, местная организация ГИМС производит проверку и рассмотрение заявки. Владелец мотора может быть вызван на осмотр технического состояния мотора или предоставления дополнительных документов. После успешного прохождения всех процедур и положительного решения, мотор регистрируется в ГИМС России, и ему выдается соответствующее свидетельство.
Свидетельство о регистрации лодочного мотора должно всегда находиться у владельца во время его использования на водных объектах. Оно подтверждает легальность и правомерность эксплуатации мотора, а также позволяет контролировать его перемещения и использование. В случае утери свидетельства о регистрации, необходимо обратиться в местную организацию ГИМС для восстановления документа.
Требования к лодкам для регистрации
Для того чтобы лодка подлежала регистрации в ГИМС, она должна соответствовать определенным требованиям. В первую очередь, лодка должна быть предназначена для использования в качестве средства передвижения по воде и иметь средство для перемещения, которым может быть мотор или весла.
Лодка также должна быть выполнена из материалов, обеспечивающих ее плавучесть и прочность. Не допускается использование некачественных и легко деформируемых материалов.
Для безопасности и обеспечения возможности идентификации, на лодке должны быть нанесены регистрационные знаки. Знаки зарегистрированной лодки должны быть выполнены по установленным ГИМС требованиям и являться читаемыми.
Также важно, чтобы лодка была оборудована необходимыми элементами дистанционного управления или управления рулем, которые обеспечивают безопасную эксплуатацию. Лодка должна иметь систему переключения скоростей и стояночное устройство.
При регистрации лодки в ГИМС необходимо предоставить все требуемые документы о ее соответствии установленным требованиям и пройти проверку на соответствие.
Требование | Описание |
---|---|
Плавучесть и прочность | Лодка должна быть выполнена из материалов, обеспечивающих ее плавучесть и прочность |
Регистрационные знаки | На лодке должны быть нанесены регистрационные знаки |
Элементы управления | Лодка должна быть оборудована необходимыми элементами дистанционного управления или управления рулем |
Требования к использованию лодок без регистрации
- Лодка должна быть нерегистрируемой категории и отвечать всем установленным параметрам и характеристикам.
- Вес лодки не должен превышать установленной нормы.
- Лодка должна иметь определенные размеры и габариты.
- Использование лодки без регистрации допустимо только в ограниченной зоне плавания. Выход за пределы этой зоны может являться нарушением.
- На борту лодки должны быть необходимые средства безопасности, такие как спасательный жилет для каждого пассажира.
- Пользоваться лодкой могут только допущенные лица, которые имеют необходимые навыки и опыт управления.
- Необходимо соблюдать правила безопасности на воде, включая ограничение скорости, управление внимательностью и предотвращение столкновений с другими судами и объектами.
- Забота о природе и окружающей среде также является важным требованием при использовании лодки без регистрации. Необходимо соблюдать правила по охране природы и не загрязнять воду мусором.
Помните, что требования и ограничения могут различаться в зависимости от места и правил, установленных местными органами управления водным транспортом. Поэтому перед использованием лодки без регистрации рекомендуется ознакомиться с правилами в вашем регионе или стране.
Номер маломерного судна
Для номерных знаков плавсредств малого размера в ГИМС также существуют определенного рода правила, которые необходимо выполнить владельцу. В этом вопросе, придерживаясь ранее взятого образца, конечно, проведем череду сравнений и в этой области. Раньше, например, в 2021 году регистрационный номер представлял собой совокупность семи различных знаков. Здесь использовались как цифры, так и буквы. Этот номер должен был наносится на обе стороны судна: внутреннюю и внешнюю.
Для чего это нужно? Это было необходимо для того, чтобы речная полиция могла опознать как само судно, так и его владельца. Сегодня ситуация немного изменилась. Владелец транспортного средства идентично наносит на оба борта номер, но делает это на определенном расстоянии от форштевня. Только после этого можно совершать движение маломерным суднам.
Бортовой номер маломерного судна
Важные изменения претерпели в 2021 году правила управления маломерным судном в разделе о нанесении бортовой маркировки. До этого наносимый на лодку регистрационный номер состоял из 7 символов (3 буквы + 4 цифры), и по желанию владельца рядом можно было нанести российский флаг. Теперь же для внутреннего водного транспорта Российской Федерации нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.
Бортовой номер судну назначают при регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС. По новым правилам он состоит из следующих элементов: 2 буквы; 4 цифры; цифровое обозначение региона России; буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.
При этом выдвигаются требования к правильному оформлению надписи.
Идентификационный номер наносится на каждый борт лодки в одну строчку и таким образом, чтобы ее геометрическая середина была удалена от форштевня на расстояние не менее, чем ¼ габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5–2 см.
В случаях, когда конструкция судна не позволяет соблюсти при нанесении бортового номера вышеуказанные требования, порядок размещения номера регламентируется регистрационным органом. Причем эта особенность отмечается в реестре ГИМС и в судовом билете водного транспорта.
Таблица санкций за езду без прав
Нарушения | Наказания |
При себе отсутствует документ | 500 руб. либо предупреждение |
Удостоверение не получалось | До пятнадцати тысяч рублей |
Закончились сроки действия документов | До пятнадцати тысяч рублей |
Вождение после лишения прав | 30 тысяч рублей либо задержание на 15 дней |
Вождение нетрезвым после лишения удостоверения при аналогичном повторном нарушении | 300 тысяч рублей либо 2 года тюремного заключения |
Аннулирование прав судебными приставами | Ограничение вождения на дополнительный срок либо 50-часовые исправительные работы |
Предоставление водительского места человеку без соответствующих прав | 30 тысяч рублей для владельца авто |