Как правильно воспитать сына

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно воспитать сына». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Люди часто говорят слово «отлично». Мы произносим его не задумываясь, для многих это слово-паразит. Но слова наподобие «отлично» по большей части сообщают детям наше отношение к тому, что произошло в результате их действий. С их помощью родители хвалят ребенка за различные действия или поделки. Нет ничего плохого в том, чтобы хвалить ребенка за хорошие результаты. Однако родителям стоит уделять больше внимания стараниям своих детей и процессу, в результате которого они добиваются этих результатов.

«Нельзя» — слово, которое нельзя произносить

Мальчикам интересно забираться на столы, бегать по супермаркету и шуметь в библиотеке. Стоит отвлечься на минуту — и они могут внезапно выбежать на дорогу. Родители переживают за детей и их здоровье и стыдятся перед окружающими за их поведение.

Стоит только родителю заметить очередную детскую выходку, как ему сразу же хочется закричать: «Нельзя!» Мы часто разговариваем так со своими детьми. Однако «нельзя» — не то слово, которое стоит использовать в общении с детьми. Старайтесь произносить его как можно реже. Но конечно, в некоторых случаях оно необходимо. Например, если ваш ребенок выбегает на дорогу и ставит свою жизнь под угрозу или же обижает друзей.

Мы, родители, используем слово «нельзя» гораздо чаще, чем следует.

Даже когда дети делают что-то вполне безобидное. Тем самым мы неосознанно подавляем их стремления и естественную любознательность.

Как воспитывать мальчиков и не делать ошибок

Развитие ребенка должно происходить гармонично, важно найти золотую середину между строгостью и полной вседозволенностью. Особенно остро этот вопрос стоит перед родителями мальчика, с которыми любая ошибка может вылиться в неприятности:

  • Чрезмерная опека. Маме сложно удержаться от выражения любви, проявляющейся в защите от любых проблем и опасностей. Часто это приводит к потере инициативы. Ребенок становится безвольным, несамостоятельным, считает, что все должны ему помогать. Уберечь от шишек его невозможно. Нужно объяснить, как обращаться с ножом и огнем, разрешать кататься на коньках или велосипеде.
  • Наказание за каждую провинность. Мальчишки регулярно шалят, часто что-то бьют или ломают, не желая того. Постоянная строгость, выговор или наказание по любому поводу лишают их уверенности в себе, веры в справедливость, прививают чувство вины. Следует поддерживать малыша, больше хвалить, спокойно объяснять его ошибки.
  • Постоянные запреты. Ребенок находится в поиске, пробует себя в разных, кажущихся вам ненужными, делах. Не нужно его одергивать, ограничивать в действиях. Сломав его волю, можно получить неудовлетворенного, всем недовольного и безынициативного человека. Давайте ему советы и рекомендации, рассказывайте о своем опыте, но не давите на его решения, не навязывайте выбор.
  • Плохие отношения в семье. Малыш смотрит на общение родителей, впитывает слова матери о мужчинах, основывает на них свое поведение в дальнейшем. Нужно быть терпеливыми, избегать ссор и критических высказываний, показывать личный опыт совместной жизни.

Подбадривания вместо одергиваний — прекрасная стратегия для воспитания сына. Лучше при этом давать больше конкретики: не просто «молодец», а «молодец, ты так быстро помыл посуду, все тарелки чистые, и совсем нет брызг вокруг». Это позволяет наращивать уверенность в себе, подкреплять ее, а также выстраивать личные границы.

При этом никогда нельзя сравнивать сына с другими. Фраза «Вася делает это лучше» способна убить желание развиваться, самооценку и даже вызвать агрессию. Внутреннюю, которая может выражаться в психосоматических заболеваниях, либо внешнюю, направленную как на «Васю», так и на всех окружающих, включая вас. Сравнивать ребенка можно только с ним вчерашним: «Какой ты молодец, вчера у тебя не получалось, а сегодня всё здорово сделал».

Сын — опора, надежность, любовь — это не фантазия, а плод нашего отношения к ребенку.

Каким должен быть мальчишка?

Итак, каким должен быть мальчишка, какими качествами он должен обладать?

— Ответственностью

— Заботой

— Добротой

Совершенно верно – добротой. Доброта – это и есть: внимание, чуткость, жертвенность…

Доброта без этих качеств – это что-то совершенно непонятное, это лицемерие, угодничество, лицеприятие. Какие же еще качества?

-Мужественность

-Героизм

Да, именно! Дух героизма должен быть. Именно дух героизма позволяет нам иметь ближайшую зону развития, планочку — делать во имя отечества, во имя семьи. Это «во имя» — удивительное качество! Сделать то, что не могу и не хочу — «во имя». Не надо ждать поля боя – ты каждый день на поле боя. Каждый день – сесть за уроки или не сесть? Слукавить или нет? Каждый день мы стоим перед дилеммой, перед выбором, перед возможностью совершить подвиг-поступок.

Все качества, какими должен обладать мальчик, мы назвали правильно. Но ведущее качество – главенство. Чувство главенства с позиции ответственности.

И долг, и ответственность, и геройство, и доброта – все заложено в главенстве!

Хочу сказать еще об одном источнике, который оказывает огромное влияние на чувства наших сыновей, – наш внутренний родительский мир. Мы переживаем, негодуем, или, наоборот, радуемся. Наши эмоции не исчезают в никуда. Все возвращается к ребенку. Следите за вашим внутренним миром! «Я так устала, я так хочу спать, я так сердита…» Это сетование должно закрываться словами покаяния. Закрывайте его сразу, чтобы оно не повисло на душе ребенка!

Святые отцы часто в назидании о воспитании детей говорят: «Нельзя говорить – у меня нет сил, это плевок Творцу! Выше сил он ничего вам не дает. Все дает вам по силам»

И когда мы сетуем на милость Божию, на дарованного нам ребенка, мы сетуем на Того, Кто дал эту душу. Когда мы начинаем сетовать, мы отбираем силы у своего ребенка – запомните это!

У протоиерея Сергея Четверикова в беседе были такие слова: «Мы тяготимся мысленно, и пусть никогда ребенок не чувствует этого тяготения им, вроде мы заботимся и делаем все, но в последствии он будет тяготиться нами, нашим присутствием, нашим нахождением, мы будем его раздражать» .

Поэтому хочу сказать вот эти слова – будем аккуратны, будем осторожны и внимательны в наших сетованиях. Мы сами не знаем наших огромных духовных ресурсов. А дух женский огромен! Поэтому не надо сетовать на ребенка. Ни про себя, ни тем паче вслух. Я понимаю, как трудно сдержать себя. Но понимаю и знаю, как это отражается на детях.

«Что мне с ним делать?»: как матерям-одиночкам воспитать мужчин

К примеру, если орать на носителя устойчивой нервной системы, он прослушает это всё и скажет в ответ: «Проорался? А теперь я скажу». А носитель слабой нервной системы начнёт плакать или орать в ответ, или вовсе убежит и спрячется.

Так вот: носителем слабой или сильной нервной системы может родиться как девочка, так и мальчик. А слабая нервная система просто не в состоянии обслужить стереотипные черты «настоящего мужчины», например, напористость и доминирование – не может и всё тут, и хоть ты тресни!

Читайте также:  Как продать дачу без межевания в 2024 году через МФЦ

Можно провести параллель с машинами: из «Газели» вы никогда не выжмете суперскорости, но зато на «Феррари» не перевезёте холодильник на дачу – каждая хороша для своих задач.

И что же это значит?

– Нужен разумный подход к воспитанию. Можно обтёсывать ребёнка, как полено, выстругивая из него своего Буратино, а можно работать с личностью. Мне кажется, не столь важно пытаться воспитывать «настоящего мужчину», куда важнее воспитать просто хорошего, адекватного человека. Присмотритесь к своему сыну – что ему близко, на что он откликается, что у него получается лучше всего.

Хорошо, присмотрелись. Увидели, что сыну нравится играть в куклы, а машинки, мячи и пистолеты пылятся в углу – и?

– О! Игрушки – это вообще интереснейшая история, покрытая слоем родительских стереотипов. С точки зрения развития мозга, психики, в возрасте до года игра носит манипулятивный характер, то есть ребёнок взаимодействует с предметами как с некими физическими объектами. Игрушкой можно постучать и извлечь звук, если она твёрдая, или не извлечь – если мягкая. Её можно кинуть – если её масса соответствует силе ребёнка, а можно даже не суметь поднять. Грызть, лизать, рассматривать, рвать.

В возрасте от года до трёх лет игрушки – это уже функциональные предметы, ими что-то можно делать: лопаткой – копать, машинку – катать, в кастрюльке – мешать. Это тот период, когда рука животного становится рукой человека, через этот процесс очеловечивается психика. И вот тут вообще неважно, к какой деятельности или профессии эти предметы имеют отношение. Чем их будет больше и разных – тем лучше.

И тут опять на первый план выходит образец взрослого. Не нравится вам, что сын заигрался куклами – предложите альтернативу. Пусть он кукол не одевает-раздевает, а перевезёт с одного берега реки на другой в грузовике или рассадит в ряд и расскажет сказку.

А просто запрещать то, что вам не нравится, нет смысла. Если во время кипения закрыть носик чайника, не создав другую дырочку, через которую бы выходил пар, его просто разорвёт.

И не забывайте вовлекать ребёнка в совместную деятельность – через это формируется забота, ответственность, умение доводить дело до конца. Крутит папа что-то инструментами – дайте ребёнку подержать молоток или отвёртку. И неважно, что пока помощи от него нет, и что занятие увлечёт дитя ровно на полминуты.

Решай свои проблемы сам! Жалуются и ноют только слабаки!

В ответ на такие фразы детям становится стыдно за свою слабость, уязвимость, неуспешность. Ребёнок начинает бояться прийти за помощью к самым близким людям — родителям. В результате родители узнают о проблемах случайно, когда помочь уже сложно или даже невозможно.

Родители тревожатся за своих детей, желают им найти своё место в жизни. Например, хотят вырастить своих сыновей сильными и самостоятельными. Но это так не работает. Задача родителя — делиться своей мудростью и опытом. Постепенно расширять зону ответственности ребёнка, предлагая ему задачи по возрасту и по силам.

Особенности воспитания по годам

В разные периоды жизни воспитания сына имеет свои особенности. Так, в дошкольный период, преимущественно от двух до пяти лет, отец является для сына всемогущим — добрым великаном, сказочным силачом, великим героем, победителем живущих в темноте монстров. Заботясь о своём сыне и находясь рядом, отец напоминает, что всегда есть защита, всегда есть кто-то сильный и готовый прийти на помощь. В то же время именно благодаря отцу мальчик уже в раннем возрасте учится быть ответственным и честным.

Начало школьного периода — это начало социализации. Примерно с семилетнего возраста и до начала подросткового периода, то есть в среднем до тринадцати лет, мальчик переживает разные этапы становления. Он учится иметь собственное мнение и защищать его, сталкивается с различными проявлениями общественной жизни, даёт отпор обидчикам. Задача отца — помочь сыну пережить этот стресс, но в то же время не допустить того, чтобы он стал мягкотелым или нерешительным.

Наконец, примерно с тринадцати лет начинается один из самых непростых периодов — переходный возраст. Физиологические и психологические изменения, которые происходят с мальчиком в это время, в корне меняют его представление о мире и о себе. Далеко не всё, что его волнует, он может обсуждать с матерью. Именно с отцом у него происходят теперь по-настоящему мужские разговоры.

Задача взрослого мужчины — передать своему взрослеющему сыну максимум опыта, связанного с социальным, психологическим, сексуальным аспектами. В современном мире, полном сомнительных и деструктивных течений, для отца особенно важно уберечь сына от развития нездоровых склонностей, поведенческих (в том числе сексуальных) девиаций, жестокости, аморальности, асоциальности.

Роль отца состоит в том, чтобы не потерять контакт с сыном и не стать «стариком», с которым нет смысла говорить. Идеально, когда отец и для уже взрослого сына остаётся старшим товарищем, верным другом и надёжным советчиком.

Воспитание героизма, смелости

Важно знакомить мальчиков с подвигами жителей прошлых эпох – это не только станет положительным примером, но и поможет укрепить в них уважение к старшему поколению. На подсознательном уровне в каждом мужчине (вне зависимости от его возраста) заложено стремление к подвигам, к проявлению смелости, к риску ради какой-то высокой цели. Это и нужно использовать в воспитании: перед глазами ребенка должен быть герой, кто-то близкий по духу и понятный им, поступающий правильно, мужественно, решительно. На такие образы дети будут равняться, на них будут хотеть быть похожими. Если же не знакомить мальчиков с проявлениями героизма, то у них будет отсутствовать стремление к совершению подвигов, даже небольших, малозначительных, например к защите слабого и обижаемого.

Психологи подходят к вопросу так:

  • Дети, даже не знакомые с подвигами истинных героев, понимают, что быть трусливым – плохо, стыдно.
  • В каждом мальчишке жива тяга к романтике, однако, не имея перед собой полноценного примера, они начинают использовать те образы, которые видят на телеэкране или узнают у сверстников.
  • Понятие «герой» заменяется на «крутой», что не всегда хорошо, поскольку «крутым» может быть и аморальный персонаж, не трусливый, мужественный, но не готовый к сочувствию, помощи, совершающий неблаговидные поступки. Именно подобная тенденция становится причиной роста подростковой преступности.

Вот почему родителям, не желающим допустить такой ситуации, важно вовремя познакомить малышей с теми, кто действительно достоин стать примером для подражания. Сделаем оговорку: идеал недостижим, но, пытаясь приблизиться к нему, человек становится лучше. Стараясь быть смелым, как настоящий герой, ребенок, возможно, и не добьется желаемого, но будет стремиться к покорению высоты. А если снизить планку, сделать поблажку, то получится, что и стараться необязательно. Результат – трусость, пассивная жизненная позиция, ориентир на неизбежное поражение. У мальчика появляется установка «зачем что-то делать, если все равно ничего не получится». Для ее преодоления важно внушить ребенку, что он обладает героическими качествами, а не ругать и стыдить за проявленную трусость.

Вообще, стремление к идеалу должно стать хорошей привычкой каждого. Приведем простой пример. Начиная изучение иностранного языка, человек не ставит своей целью владеть им как родным. Результат – полученных знаний хватит, чтобы кое-как изъясняться, продавцы и сотрудники отелей поймут такого туриста, но переводчиком ему не стать никогда. Именно поэтому надо с ранних лет учить мальчика ставить высокую цель. Достичь ее трудно, практически невозможно, но старания и стремления неизбежно повлекут за собой успех.

Читайте также:  Перевозка детей на мотоцикле без коляски

Подведем итоги: что мы узнали о воспитании сыновей

Главные принципы воспитания на всех возрастных этапах – поощрение активности, любознательности и стремления к труду. В детском возрасте запрещается только то, что опасно и выходит за рамки поведения в обществе.

Активно подключайте мужа к воспитанию сына. Это поможет ему получить важные практические навыки, общения и мужского поведения.

Не бойтесь, что проявлением любви избалуете мальчика и он вырастет нежинкой. Доказано, что дети, к которым родители проявляли любовь и ласку, вырастают уверенными и самодостаточными людьми.

Читайте также:  Как переехать из России в Словакию на ПМЖ

Правила воспитания мальчиков – очень важный аспект в жизни каждой семьи. Ели Вы будете их придерживаться, сами не заметите, как сын будет откровенен с Вами, начнет Вам доверять. А это так важно для мамы!

Специалисты рекомендуют при воспитании мальчиков прислушаться к простым советам:

  • Научите сынишку хорошим манерам: употреблять вежливые слова «спасибо» и «пожалуйста», предлагать помощь, подавать руку женщинам, уступать место в общественном транспорте и т.п. Эти навыки сделают мир вокруг вашего мальчика немного лучше и добрее;
  • Научите сына проговаривать словами свои чувства. Маленький ребенок может прятать лицо от смущения, кричать от отчаяния, плакать от страха или кусаться от волнения. Ваша задача — объяснить ему, что это нормальные эмоции. Они диктуют телу, как надо себя вести. Очень важно обсуждать с мальчиком свои собственные эмоции. Однажды он вырастет, и благодаря вашей помощи будет знать и чувствовать разницу между смущением и злостью, горем и разочарованием. Он научится нормально справляться со своими эмоциями, грамотно их выражать, при этом не испытывая стеснения или чувства вины;
  • Приучите сына к порядку: научите его убирать за собой, стирать носки, готовить, гладить рубашки. Да, вполне может быть, что такие умения ему никогда не пригодятся, но в какой-то момент его будущая жена будет вам очень благодарна;
  • Приобщите ребенка к чтению. Читайте ему книги, читайте вместе с ним. Делитесь с ним тем, что вы читаете. Рассказывайте ему о ваших любимых героях и книгах, объясняйте, почему так важно каждому человеку читать книжки. Вместе с сыном обсуждайте прочитанное, фантазируйте, додумывайте, рисуйте его любимые сказки;
  • Дайте сыну ориентиры — примеры умных, хороших, сильных, смелых, честных и талантливых людей. Рассказывайте ему о великих художниках, писателях, путешественниках, ученых, исследователях, космонавтах, артистах, фотографах. Вместе изучайте их жизнь и истории достижения успеха;
  • Дайте ему возможность во что-нибудь верить. Не раз вашему мальчику придется испытывать тревогу или страх, горе или боль, или просто нуждаться в маме тогда, когда ее не будет рядом. Так дайте ему то, к чему он всегда сможет обращаться, когда чувствует себя плохо, чтобы он знал — он никогда не будет одинок;
  • Научите его проигрывать. Как бы вам ни хотелось, ваш малыш не сможет быть всегда победителем. Объясните ему, что люди иногда выигрывают, а иногда проигрывают. Но это не значит, что надо сдаваться и бросать начатое дело. Ошибки открывают дальнейшие возможности. И тогда поражения станут шагами к победе;
  • Научите мальчика тому, что порой надо – и это совсем не стыдно — быть очень нежным – например, к маленьким детишкам, цветам, животным, чувствам других людей;
  • Объясните сыну, что в достижении совершенства очень помогает практика. И это относится не только к музыке или спорту, но и ко всем делам в жизни. Помогите ему выработать правильные привычки, которые смогут помочь уже взрослому мужчине легко и без проблем справляться с задачами в жизни;
  • Отвечайте на вопросы: «Почему?». Ищите вместе ответы. Покажите сыну, где можно найти ответ (например, спросить папу, дедушку или бабушку, посмотреть в энциклопедии или в Интернете). Задавайте встречные вопросы, чтобы побуждать мальчика думать самостоятельно;
  • Предоставьте возможность папе научить сына самым главным вещам. Со временем у мальчика сформируется правильное мнение: папа знает и умеет все на свете. Конечно, вы навсегда останетесь для сына любимой мамой, но для мальчика папа – особенный человек, который точно знает ответы на все вопросы;
  • Дайте мальчику возможность помогать. Не заставляйте, а именно дайте возможность! Станьте сами примером для сына – помогайте друг другу и другим людям.

Кроме того, психологи настоятельно рекомендуют не стесняться целовать и обнимать маленьких мальчиков! Любая мама сынишек подтвердит, что в детстве они очень любящие и нежные. Поэтому не забывайте целовать и обнимать своего ребенка, особенно когда он шалит и капризничает. Не бойтесь, что мальчик вырастет неженкой – вы просто удовлетворите его естественную и острую потребность в любви.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *