Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения административного расследования КОАП РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В определении должностного лица или постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования обязательно указываются дата и место их составления, должность, фамилия и инициалы лица, их составившего либо вынесшего, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ст. КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Руководителем органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителем, но на на срок не более одного месяца, руководителем вышестоящего таможенного органа или его заместителем либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителем но уже на срок до шести месяцев, руководителем вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего также на срок до шести месяцев, руководителем вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр, также на срок до шести месяцев, руководителем вышестоящего органа прокуратуры по делам о незаконном вознаграждении от имени юридического лица, уже на срок до двенадцати месяцев в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 29.1.1 КоАП РФ.
Понятие административного расследования
Административное расследование — это особая процедура, предусмотренная федеральным законодательством Российской Федерации, которая проводится в целях установления фактов правонарушений и определения мероприятий по их пресечению и наказанию.
Административное расследование осуществляется в рамках административного процессуального правонарушения, то есть нарушения административного законодательства. Такое расследование проводится в различных сферах, включая гражданское, дисциплинарное, ветеринарию, растениеводство и другие.
Сущность административного расследования заключается в том, что оно является подготовительной процедурой перед возбуждением административного дела. В ходе этого расследования определяются факты нарушений, собираются доказательства, а также принимаются меры по обеспечению прав и законных интересов граждан и организаций.
Проведение административного расследования осуществляется уполномоченными должностными лицами, которые имеют право проводить следственные действия, принимать объяснения, производить осмотры места происшествия и другие мероприятия.
Комментарий к статье 28.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. В части 1 комментируемой статьи перечисляются виды административных правонарушений, после выявления которых проводится административное расследование.
Так, к ним относятся административные правонарушения, предусмотренные:
1) ст. 14.3 (нарушение законодательства о рекламе);
2) ст. ст. 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52 (нарушение законодательства о выборах и референдумах);
3) ст. 15.27 (нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма);
4) ст. ст. 14.6, 14.9, ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.8 (административные правонарушения в области антимонопольного законодательства);
5) ст. ст. 15.3 — 15.13 (административные правонарушения в области налогов и сборов);
6) ст. 15.25 (административные правонарушения в области валютного законодательства);
7) ст. ст. 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 (административные правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей);
8) ст. ст. 16.1 — 16.22 (административные правонарушения в области таможенного дела);
9) ст. ст. 8.1 — 8.23 (административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды);
10) ст. ст. 14.16 — 14.19, 15.13 (административные правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
11) ст. ст. 12.1 — 12.37 (административные правонарушения в области дорожного движения);
12) ст. ст. 11.1 — 11.29 (административные правонарушения на транспорте);
13) ст. ст. 8.32, 11.16, 20.4 (административные правонарушения в области пожарной безопасности) КоАП.
Административное расследование в указанных случаях может производиться при проведении предусмотренных КоАП процессуальных действий, требующих значительных временных затрат: экспертизы (см. комментарий к ст. ст. 26.4, 26.5), сбора и фиксации вещественных доказательств (см. комментарий к ст. 26.6), истребования сведений и оценки доказательств (см. комментарий соответственно к ст. ст. 26.10, 26.11), а также в указанных случаях при выяснении обстоятельств по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 26.1).
2. При необходимости проведения административного расследования должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 дело считается возбужденным с момента вынесения определения.
Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях указаны в ч. ч. 2, 3 ст. 28.3 (см. комментарий к ст. 28.3).
3. Согласно ч. 1 ст. 28.4 Кодекса прокурор вправе возбудить дело об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35, 12.36 и 15.10 Кодекса. По факту выявления других административных правонарушений, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, прокурор вправе возбудить дело при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенном прокурором немедленно после выявления факта совершения указанного правонарушения, должно быть указано о проведении административного расследования.
4. Местом совершения административного правонарушения согласно ч. 4 комментируемой статьи считается место выявления факта его совершения, наличие состава административного правонарушения. Оно должно быть подтверждено или опровергнуто при осуществлении административного расследования и последующих, предусмотренных Кодексом, процессуальных действий по делу.
5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Часть 5 комментируемой статьи перечисляет случаи, когда этот срок может быть продлен по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело. При этом решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения, в котором должны быть указаны дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.
6. По окончании административного расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 28.9 Кодекса указанное постановление выносится должностным лицом, в производстве которого находится дело, до передачи дела на рассмотрение, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса.
Кто инициирует и проводит административное расследование?
Принять решение и возбудить дело о совершенных административных нарушениях, а также провести соответствующее расследование может уполномоченное должностное лицо (п. 4 статьи 28.7 КоАП РФ). При осуществлении этих действий составляется протокол об выявленных нарушениях. Далее дело передается в прокуратуру.
Итак, если разделить полномочия ответственных лиц, то распределение их действий выглядит следующим образом:
Уполномоченное должностное лицо вправе выявлять правонарушение, инициировать и проводить предварительное расследование, составлять протокол о произведенных действиях и их результатах (п. 2 статьи 28.7 КоАП РФ).
После того, как был доказан факт совершения административного нарушения, прокурор, согласно п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», немедленно издает постановление о выявленном правонарушении и возбуждает о нем дело (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
Когда выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 28.7 КоАП РФ
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 28.7 КоАП РФ выносится в следующих случаях:
- Когда существуют достаточные основания полагать, что лицо совершило административное правонарушение;
- Когда имеются факты, свидетельствующие о наличии состава административного правонарушения;
- Когда имеются доказательства, подтверждающие виновность лица в совершении административного правонарушения;
- Когда имеются указания на ответственность за данное административное правонарушение в Кодексе об административных правонарушениях РФ;
- Когда имеются документы и материалы, подтверждающие факты совершенного административного правонарушения.
Статьи об административной ответственности конкретных граждан
Административная ответственность для некоторых граждан, выполняющих конкретные функциональные обязанности, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства оговорена в отдельных статьях КоАП РФ.
Законодательный документ | Название документа |
---|---|
Статья 2.4 | «Административная ответственность, предусмотренная для должностных лиц» |
Статья 2.5 | «Административная ответственность для военнослужащих лиц, граждан, находящихся на военных сборах, а также лиц, имеющих воинские звания» |
Статья 2.6 | «Административная ответственность для граждан, имеющих иностранное гражданство, без гражданства, а также для иностранных юридических лиц» |
Статья 2.10 | «Административная ответственность юридических лиц» |
Сроки проведения административного расследования
В целях обеспечения своевременного рассмотрения дела, дополнительных сведений проводится по месту совершения или выявления правонарушения. По общему правилу исследование дополнительных сведений и материалов должно быть закончено не позднее месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях, расследование по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлено на срок не более месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — до шести месяцев.
При этом продление срока является правом вышестоящего должностного лица. Решение о продлении процессуальных действий принимается в виде определения. В определении о продлении сбора сведений указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления периода изыскания сведений. Копия определения о продлении срока расследования в течение суток вручается под расписку, либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится сбор сведений, а также потерпевшему.
Расследование завершается в общем порядке составлением протокола об административном правонарушении либо вынесением постановления о прекращении дела. Дело подлежит прекращению после сбора сведений при наличии установленных законом оснований.
КОАП представляет собой сборник нормативных актов, в которых перечислены возможные случаи, причины, из-за которых можно инициировать административное расследование. Такое необходимо, если имело место нарушение нормативов, правил, подлежащее изучению и наказанию по упомянутому кодексу. Важно знать не только тот факт, что срок административного расследования не может превышать месяца, но также понимать, с какого момента он рассчитывается, какими могут быть основания для начала процесса, ограниченного этим месячным периодом. Дело в том, что правонарушение выступает фундаментом для организации расследования, если есть нужда в выяснении экспертного мнения по спорному вопросу. Возможны ситуации, в которых выяснение правды реализуемо лишь при привлечении к процессу людей, располагающих специфическими научными, техническими познаниями, особенными сведениями из ремесленной сферы или в области искусства. Такие лица ответственны за формулирование экспертного заключения и производство иных действий, если их требует случай.
Все должно быть четко
В четвертой части седьмого пункта 28-й статьи можно увидеть требования о проведении расследования именно там, где нарушение норм было обнаружено либо произошло. Здесь же четко установлен срок расследования административного дела – он составляет месяц с момента, когда начался процесс. Возможно начало следствия по причине написанного неким лицом ходатайства. Этот человек, соответственно, отвечает за ведение дела. Вышестоящая должность, получив такое ходатайство, может принять решение о его удовлетворении. Это несколько увеличивает сроки, выделенные на исследование случая. Обычно запрещено продление более чем на месячный период.
Любопытны положения четвертой части 24-й статьи того же сборника нормативных актов. Этот блок документа посвящен тем, кто принимает участие в делопроизводстве в силу нарушения прав по КОАП. Указана возможность письменного оформления ходатайства, которое затем в обязательном порядке рассматривают судья, некоторое должностное лицо либо инстанция, занимающаяся процессом. Ответственный человек, в чьем ведении делопроизводство, обязан или удовлетворить ходатайство, или оформить по нему отказ. При втором варианте решение должно выноситься в виде определения. При положительном ответе продлевается время для разбирательств по случаю. Возможно продление срока административного расследования по КОАП, если есть нужда в выяснении дополнительных обстоятельств. Обе указанные причины допускают увеличение продолжительности изучения дела на период до месячного, но не более.
Расследование по КОАП – это такое ведение дела, которое обязательно должно соответствовать оговоренным в этом сборнике законов условиям. Дело в том, что такой тип дел особенно важен для разнообразных инстанций, поскольку позволяет им и различным должностным лицам трудиться адекватно, правильно, строго законно, на благо общественности. Адекватно организованное, качественно проведенное расследование – это единственное условие, при котором дело разрешится верно, корректно, а мера воздействия будет выбрана именно такая, какая соответствует сложившимся обстоятельствам. Верность расследования – залог соответствия личности виновника, особенностей нарушения права и наказания, выбранного ответственным лицом, ведущим случай.
Чтобы расследование было точным, правильным и адекватным, нужно не только соблюсти указанные в КОАП РФ сроки административного расследования. Важно расследовать случай объективно, рассмотрев все его особенности и нюансы, установив все особенности произошедшего. Необходимо прибегать к средствам, силам, методикам, приемам, доступным современным судьям, должностным лицам, госинстанциям, у которых есть право на расследование.
ДОКУМЕНТЫ ПО ИТОГАМ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
В конце проведения административного расследования составляются определенные документы, которые оформляют результаты расследования и являются основой для принятия дальнейших процессуальных решений:
Протокол об административном правонарушении. Это основной документ, который фиксирует факты административного правонарушения, его обстоятельства, место и время совершения, лиц, участвующих в правонарушении, и другую существенную информацию. Протокол должен быть составлен подробно и точно, с указанием всех необходимых деталей и обстоятельств.
Акт проверки или осмотра. В зависимости от характера расследуемого правонарушения может потребоваться составление акта проверки или осмотра места совершения правонарушения или других объектов, связанных с делом. Акт содержит информацию о результатах проверки, фиксирует обнаруженные доказательства или следы, а также мнения свидетелей или экспертов, если они присутствовали при проверке.
Заключение эксперта или экспертного учреждения. Если в рамках расследования была проведена экспертиза, составляется соответствующее заключение эксперта или экспертного учреждения. В заключении содержатся результаты и выводы экспертизы, которые могут быть важными доказательствами при дальнейшем рассмотрении дела.
Решение о возбуждении дела или об отказе в возбуждении дела. На основе проведенного расследования компетентные органы власти принимают решение о возбуждении административного дела или об отказе в его возбуждении. Решение должно содержать обоснование принятого решения и ссылки на соответствующие нормы законодательства.
Иные документы, связанные с расследованием. В зависимости от характера дела и требований законодательства могут быть составлены и другие документы, такие как протоколы допросов, показаний свидетелей, запросы на получение дополнительной информации и т. д.
Составленные документы имеют юридическую силу и используются в дальнейшем процессе рассмотрения административного дела, в том числе при вынесении решения о наложении административного наказания или прекращении дела.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАЩИТНИКА И ЗАЯВИТЕЛЯ
Защитник (адвокат) и сам заявитель обладают определенными процессуальными правами в судебном процессе:
Право Система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества на юридическое представительство: Защитник имеет право представлять интересы своего клиента в суде.
Право на доступ к доказательствам: Защитник и заявитель имеют право на доступ к доказательствам, представленным против них, а также к другим материалам дела, которые могут быть релевантными. Это позволяет им подготовить эффективную защиту и представить свои аргументы.
Право на обжалование решений: Защитник и заявитель имеют право на обжалование решений, вынесенных судом, если они считают их несправедливыми или ошибочными. Они могут обратиться в вышестоящий суд или апелляционную инстанцию для пересмотра решения.
Право вопросы к свидетелям: Защитник и заявитель имеют право задавать вопросы свидетелям и допрашивать их, чтобы установить факты и подтвердить свою позицию. Это важное право для представления своих аргументов и обеспечения справедливого процесса.
Право на присутствие при процессуальных действиях: Защитник и заявитель имеют право присутствовать при различных процессуальных действиях, таких как осмотр места происшествия, допросы и т.д. Это позволяет им активно участвовать в процессе и защищать свои интересы.
Это лишь некоторые из основных процессуальных прав, которыми обладает защитник и сам заявитель в судебном процессе. Реальные права могут варьироваться в зависимости от юрисдикции и типа дела. Важно обратиться к действующему законодательству для полного понимания процессуальных прав в конкретной ситуации.
Подготовка к рассмотрению дела
Прежде всего судье следует определить, относится ли рассмотрение этого дела к его компетенции. Этот вопрос достаточно важный, так как Верховный Суд Российской Федерации, опираясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исходит из того, что решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки требованиям части 1 ст. 47 и части 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия .
См., например: Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 5-АД12-15 // Документ опубликован не был. Источник — СПС «КонсультантПлюс».
Определение компетенции судьи по рассмотрению поступившего ему дела основывается на правиле, закрепленном в части 3 ст. 23.1 КоАП РФ: если по делу об административном правонарушении, указанному в частях 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, проводилось административное расследование, то оно подлежит рассмотрению судьей районного суда. Это означает, что факт проведения административного расследования меняет общее правило подсудности — вместо того чтобы быть подсудным мировому судье, дело становится подсудным судье районного суда. Очевидно, такое правило распределения компетенции между судьями связано с повышенной сложностью дел об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование, — по ним, как правило, имеется большой объем доказательственного материала, возникают неоднозначные вопросы квалификации содеянного, высказываются возражения лиц, привлекаемых к ответственности.
В то же время, применяя данное правило, следует учитывать оговорку, сделанную Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 3 Постановления от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» : судье районного суда при принятии решения об отнесении дела к его компетенции не следует основываться только на формальном наличии определения или постановления о проведении административного расследования, а нужно вникать, могло ли административное расследование проводиться по этому делу и проводилось ли оно фактически.
Некоторые вопросы могут возникнуть у судей на этапе рассмотрения дел об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование.
Например, лицо, привлекаемое к ответственности, может привести довод о том, что при проведении административного расследования были нарушены процессуальные нормы, предусмотренные частями 2 — 6 ст. 28.7 КоАП РФ (отсутствует уведомление о проведении расследования, нарушен срок проведения расследования и т.п.).
Верховный Суд Российской Федерации не называет такие нарушения существенными, отмечая, что нарушение административным органом срока проведения административного расследования и срока составления протокола, предусмотренных ст. 28.5 и 28.7 КоАП РФ, не является безусловным основанием для признания процедуры нарушенной. Судьям в этом случае нужно следить лишь за тем, чтобы постановление о привлечении к административной ответственности было вынесено в пределах установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности .
См., например: Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 308-АД16-1534, от 15 марта 2016 г. N 308-АД16-684, от 16 апреля 2015 г. N 308-АД15-2262 // Документы опубликованы не были. Источник — СПС «КонсультантПлюс».
Такого же подхода придерживаются и нижестоящие суды. Например, Ленинградский областной суд решением от 4 декабря 2014 г. N 7-1603/2014 отменил решение судьи районного суда, прекратившего производство по делу об административном правонарушении на основании части 6 ст. 28.7 КоАП РФ в связи с истечением срока административного расследования, указав, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения еще не истек. При этом особо было отмечено то, что ст. 24.5 КоАП РФ не предусматривает такого основания для прекращения дела об административном правонарушении, как окончание административного расследования.
Документ опубликован не был. Источник — СПС «КонсультантПлюс».
Московский городской суд в решении от 12 сентября 2016 г. по делу N 7-10686/2016 отклонил довод жалобы о том, что в нарушение требований пункта 2 части 5 ст. 28.7 КоАП РФ копии определений о продлении срока проведения административного расследования в адрес лица, привлекаемого к ответственности, не направлялись, поскольку указанное обстоятельство само по себе не свидетельствует о незаконности данных определений.
Документ опубликован не был. Источник — СПС «КонсультантПлюс».
В связи с этим также можно обратить внимание на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 303-КГ15-16774 , в котором высказана позиция, что определение о продлении административного расследования не содержит каких-либо предписаний или распоряжений, прямо предполагающих юридические последствия для проверяемого лица, оно лишь информирует о дальнейших действиях уполномоченных лиц в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, а потому носит вспомогательный, процессуальный, промежуточный характер и не может повлечь ограничения прав лица, привлекаемого к ответственности. Этот же вывод, пожалуй, можно распространить и на определение о проведении административного расследования.
С какими проблемами можно столкнуться?
Работа группы разбора административного расследования связана с изучением доказательств вины того или иного водителя. Разбирательство упростится, если на одном из автомобилей присутствовал видеорегистратор. Он позволяет определить истинную причину инцидента и понять поведение водителей в момент столкновения.
Не всегда представитель Госавтоинспекции, прибывший на место события, опрашивает свидетелей. Однако их показания имеют важное значение. Поэтому рекомендуется контролировать выполнение административного расследования ДТП самостоятельно.
Гражданин может попытаться продлить время, установленное для обжалования решения разбора ГИБДД. Однако на практике выполнить манипуляция сложно. Решающее значение имеет оперативность сбора доказательств и подача заявления в вышестоящую структуру или иска в районный суд.