Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги в Латвии для юридических лиц в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Удачное географическое расположение Латвии, наличие транзитных путей и устойчивость экономических связей создали благодатные условия для вложений иностранного капитала в местные предприятия. Небольшие проблемы, как и во всех странах, могут возникать с местной администрацией, которая по-прежнему остается коррумпированной. Эта страна является открытой зоной и для жителей стран СНГ.
Налоги в Латвии для юридических лиц
Налог на корпоративную прибыль в Латвии – один из самых низких в Евросоюзе. Стандартная ставка – 15%.
Его придется уплачивать за доходы предприятия от хозяйственной деятельности. А в роли плательщиков выступают как муниципальные структуры и предприятия – резиденты, так и иностранные организации. Резидентам следует выплачивать пошлину за любой доход, в то время как нерезиденты – только за доход от Латвийских источников.
Для нерезидентов в законодательстве имеются некоторые поблажки. Например:
- Доход от продажи акций налогом не облагается
- До 15% на авторский гонорар и доход от авторских прав
- До 10% на доход от выплаты прибыли и на выручку от продажи ценных бумаг
- До 5% на вознаграждение за использование Латвийской недвижимости
Что касается налогообложения при выплате дивидендов гражданину Латвии, то пошлина составит 10%.
Согласно соглашению между Россией и Латвией об отмене двойного налогообложения, налаживание международного бизнеса с прибалтийским государством стало выгодным. Теперь бизнесменам не придется переплачивать за двойные налоги.
В Латвии две свободные экономические зоны. Получение права работы в таких местах – задача не сложная. Все что нужно сделать – инвестировать в экономику страны не менее миллиона евро. При соблюдении этого правила, в течении первых шести лет компания будет освобождена от уплаты налогов. Земельная пошлина в таком случае – 50%.
Налоги в Латвии для юридических лиц
- Ставка колеблется от 2 до 20% в зависимости от сферы деятельности фирмы, ее резидентности, а также уровня дохода.
- Для компаний с инвестиционными проектами размером более 7,1 миллиона евро предусмотрены льготы при выполнении условия, что предприятие работает в приоритетной для государства отрасли.
- Налоговая база формируется с вычетом всех расходов, необходимых для ведения бизнеса.
- Отчетный год длится 12 месяцев, но может не совпадать с календарным.
Данные правила действуют при налогообложении средних и крупных корпораций. Для малых предприятий установлен иной регламент. Малым называется бизнес с годовым товарооборотом не более 70 тысяч лат, в штате организации должно быть не более 5 сотрудников. Для таких предпринимательств применяется ставка 9%. При любом нарушении вышеуказанных критериев уровень обложения увеличивается.
- За каждого нового сотрудника добавляется по 2%. Учет ведется ежеквартально, то есть процент увеличится даже при найме временных работников.
- При превышении уровня товарооборота процентная ставка увеличивается до 20%.
- Если доход каждого из сотрудников превышает 500 лат или 712 евро, с компании взимается 20%.
Налоговая база состоит только из прибыли, полученной фирмой за квартал. Несмотря на то, что продолжительность отчётного периода здесь также составляет 12 месяцев, декларация полается и оплачивается 4 раза в год.
- Пророст капитала от сбыта акций освобождается от налога за исключением случаев, если реализация производится в сторону контрагента-резидента страны, находящейся в черном списке.
- Налоги в Латвии на продажу недвижимости для россиян-бизнесменов и частных лиц рассчитываются по ставке 15%. Пошлиной облагается разница между ликвидной стоимостью имущества и суммой сделки.
- Налог на дивиденды в Латвии упрощен. 15% взимается если выплата произведена для резидента страны из черного списка.
- Сборы на проценты и роялти отменены в 2014 году.
Налогов на прибыль от иностранных филиалов также не предусмотрено. Если наследник оформляет наследство в Латвии, это облагается налогом, а за процедуру регистрации нужно доплатить гербовый сбор в размере 2% от рыночной стоимости объекта. Максимальный порог сбора – 30 тысяч лат.
Особенности налогообложения физических лиц
Подоходный налог в Латвии уплачивается всеми резидентами независимо от страны происхождения соответствующих доходов. Используемая ставка не зависит от размера дохода и составляет 23%. Исторически размер этого фискального платежа уменьшается — до 2014 года ставка равнялась 24%. При расчете подоходного налога есть льгота для малоимущих, которые зарабатывают минимальную зарплату — 380 евро, в таком случае человек может рассчитывать на ежегодное послабление в размере от 700 до 1 380 евро. В результате для физлиц с минимальными доходами реальная ставка может составлять примерно от 13 до 18%.
Чтобы комплексно разобрать подоходный налог в Латвии, не обойтись без анализа фискальных платежей с фонда оплаты труда. Сравнительно низкая ставка подоходного налога сочетается с относительно большими взносами в фонды социального страхования. В Латвии ставка налога на социальное страхование равняется 34%, но ее в большей мере оплачивает работодатель, а с зарплаты работника удерживаются только оставшиеся 10,5%.
Если физическое лицо получает доход от капитала — проценты, дивидендные выплаты — с их сумы необходимо отдать государству 10%. В отношении доходов, полученных с прироста капитала, к примеру, прибыли от игры на фондовой бирже, ставка налога составляет 15%. Также физлицо, владеющее недвижимым имуществом, ежегодно платит соответствующий налог, ставка которого может составлять от 0,2 до 1,5% от кадастровой оценки стоимости объекта в зависимости его типа.
Таким образом, налоги в Латвии для частных лиц достаточно щадящие и стимулируют самозанятость населения. При прочих равных условиях работник компании будет платить больше налогов, чем индивидуальный предприниматель.
Международные налоговые соглашения
Соглашения с другими странами, чьи резиденты в полной или частичной мере осуществляют свою деятельность в Латвии, позволяют этим гражданам избежать двойного налогообложения и снизить налоговую нагрузку на свое предприятие.
Соглашение о предупреждении двойного налогообложения было подписано между 57 странами. Латвия и Россия начали сотрудничать в рамках соглашения с 2012 года. Документ позволяет минимизировать налоговую нагрузку у источника и существенно снизить расходы владельцев предприятий.
Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам. В результате ратификации Латвия взяла на себя правовые обязательства, касающиеся налоговой сферы. Административная помощь распространяется на обмен данными, вручение налоговых поручительств и взимания налогов, деятельность судебных инстанций.
Соглашение об обмене финансовой информацией. Документ является многосторонним и касается автоматической передачи данных о финансовых счетах предприятий.
Страной-участницей подается письменный запрос на получение информации. В ответ на запрос передаются необходимые данные, которые представляют важность для администрирования и соблюдения законодательства в сфере налогообложения.
Осуществление налогового контроля
Служба государственных налогов каждый год осуществляет многочисленные и разноплановые проверки, в ходе которых устанавливается соответствие информации, предоставленной налогоплательщиками. Также имеют место налоговые аудиты и тематические ревизии.
Общее число ежегодных проверок превышает 13 000. Эффективность работы инспекции составляет практически 97%. Благодаря таким показателям государственная казна возвращает большие суммы укрытых и недоплаченных налоговых сборов.
За уклонение от выполнения налоговых обязательств в полном объеме латвийское законодательство предусматривает ответственность:
- штраф за несвоевременную уплату налога в раз мере 0,05% за каждые сутки от суммы неуплаченного сбора;
- штраф в раз мере 5% от итоговой величины незадекларированных сделок, если сумма каждой составляет более 1000 латов;
- прекращение предоставления налоговых льгот за просроченные платежи без веских причин;
- штрафные санкции за преднамеренное уменьшение налоговой базы. Штраф будет равным по раз меру сумме неуплаченного налога. В случае повторного нарушения штраф увеличивается вдвое;
- нарушение сроков подачи налоговой декларации наказывается штрафными взысканиями – 0,1% до 15 суток, 0,5% — до 30 суток, 1% при задержке более месяца;
- штраф за осуществление хозяйственной деятельности без налоговой регистрации в соответствующих органах. Сумма штрафа равна размеру неуплаченных налогов, либо удваивается за счет предыдущего периода.
Систематические нарушения чреваты приостановкой хозяйственной деятельностью и привлечением к уголовной ответственности. Недобросовестный налогоплательщик может быть лишен свободы на пять лет.
Налоги на недвижимость на территории Латвии
Предметом налогообложения в Латвии являются: коммерческие объекты, части земли и целые земельные участки, наземные и подземные стоянки/гаражи, квартиры, дома, доля в доме, в котором расположена ваша квартира, и доля земли под многоквартирным домом.
Размер налоговых выплат определяется по формуле: кадастровая стоимость объекта умноженная на ставку налога на недвижимость.
Ежегодный расчет кадастровой стоимости в Латвии осуществляется Государственной земельной службой для каждого объекта недвижимости отдельно.
ОБЪЕКТ | СТАВКА НАЛОГА (ПРОЦЕНТ ОТ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА) |
---|---|
Земля и части земли | 1,5% |
Квартира, подсобное помещение, гараж/стоянка в многоквартирном доме | 0,2% от кадастровой стоимости до 56 914€ 0,4% от кадастровой стоимости в пределах 56 915 — 106 715€ 0,6% от кадастровой стоимости свыше 106 715€ |
Частный дом | |
Коммерческая недвижимость. Гостевые дома. | 1,5% |
Сумма налога рассчитывается на год вперед органами местного самоуправления. Платежное поручение высылается собственнику по месту жительства, иностранным гражданам – за границу по месту регистрации. По заявлению собственника платежное поручение может высылаться на адрес электронной почты. Уплата налога производится поквартально.
Освобождаются от налогообложения объекты, входящие в список национального достояния, находящиеся в рекреационных зонах, а также на территории специальных зон, не допускающих их коммерческого использования.
Подлежит ли налогообложению эксплуатация транспортных средств в Латвии
Ставка налога на эксплуатацию транспортного средства в Латвии зависит от таких параметров как:
- емкость мотора в кубических сантиметрах;
- полная масса в килограммах;
- максимальная мощность мотора в киловаттах;
- количество осей (для прицепов и полуприцепов).
Не подлежит налогообложению тракторная техника, велосипеды, автомобильные прицепы/полуприцепы (массой не более 3500 кг), трамваи, мопеды, троллейбусы, внедорожные транспортные средства и снеговые мотоциклы.
Итоговый транспортный налог в Латвии в 2022 году для разных видов техники варьируется в следующих пределах:
- мотоцикл, трицикл или квадроцикл – 17,07-68,30€;
- легковой автомобиль – 14,23-277,46€;
- автобус – 17,07-145,13€;
- грузовой автомобиль – 17,07-145,13€;
- седельные тягачи – 170,74€ (пневматическая подвеска) и 256,12€ (механическая подвеска);
- одноосные прицепы и полуприцепы – 59,76€.
Освобождаются от уплаты налога транспортные средства, принадлежащие инвалидам (не более одного на человека) и тем лицам, на иждивении которых они находятся, оперативным органам, консульствам, международным организациям, признанные бесхозным имуществом, списанные с регистрации или не получившие разрешения на эксплуатацию, спортивные, исторические, украденные (на период хищения), для передвижения которых используется механическая сила.
Начиная с 1 января 2018 года в Латвии вводится концептуально новый корпоративный подоходный налог. Впредь обязательство предприятия выплачивать корпоративный подоходный налог возникнет во время распределения прибыли. Притом при выплате прибыли в дивидендах акционерам предприятия, физическим лицам, налог на доходы физических лиц (ПНС) в размере 10% больше не будет выплачиваться.
В настоящей статье представлены основные особенности нового корпоративного подоходного налога, его влияние на акционеров и способы использования нового ПНП режима для достижения преимуществ. Для более простого чтения статьи в начале излагается обобщение главных изменений, а затем следует более детальный обзор режима оплаты корпоративного подоходного налога.
Налоговые скидки на пожертвования
Общественно-полезные организации, бюджетные учреждения или государственные общества капитала могут получить налоговую скидку на ПНП (ПНП, статья 12) 3 способами:
- исключить пожертвованную сумму из налогооблагаемой базы, но не более 5% от прибыли предыдущего отчетного года после вычисленных налогов;
- исключить пожертвованную сумму из налогооблагаемой базы, но не более 2% от валового оклада, рассчитанного по валовым окладам предыдущего года, из которых были уплачены обязательные платежи государственного социального страхования;
- уменьшить вычисленный ПНП из дивидендов на 75% от пожертвованной суммы, но не более 20% от расчетного ПНП из дивидендов.
Упомянутые ограничения относятся к общей сумме пожертвований в течение финансового года.
Под удерживаемым налогом обычно понимают подоходный налог с предприятий, который взимают при осуществлении платежей нерезидентам, , либо которые взимают с нерезидента при осуществлении платежей Латвийскому резиденту.
На сегодняшний день, Латвия заключила 56 двусторонних международных налоговых конвенций, что обеспечивает благоприятные налоговые ставки для платежей, которые проводят общества и за пределами ЕС. Большая часть налоговых конвенций гарантирует то, что с выплат дивидендов ставка удерживаемого налога не будет превышать 5%, если предприятию одной страны принадлежит хотя бы 25% капитала предприятия другой страны. В соответствии с этими налоговыми конвенциями, ставка процентных выплат не превышает 10 %, также как и удерживаемый налог с авторских вознаграждений составляет 10%.
Нулевую процентную ставку применяют:
- на экспорт и доставку такого товара, который не выпущен для свободного оборота;
- на экспорт товара в рамках отправленных товаров финансовому представителю, если эти товары отправлены с целью их дальнейшего экспорта и помещены на таможенный или акцизный склад;
- на доставку товаров, у которых процедура экспорта началась в другой стране-участнице и которые ввезены для дальнейшего экспорта;
- на доставку нового транспортного средства любому лицу другой страны-участницы;
- на проводимую доставку товаров финансового представителя на территории Европейского союза;
- Предоставляемые услуги в Латвии, которые:
- прямо связаны с экспортом товаров, в том числе и такой экспорт товаров, у которых таможенная процедура началась в другой стране-участнице;
- прямо связаны с транзитными перевозками;
- предоставляются в свободных зонах или таможенных складах, и которые прямо связаны с товарами, ввозимыми на территорию Европейского Союза из третьих стран или третьих территорий, и не выпущены для свободного оборота;
- обеспечивают перевозку пассажиров на международных маршрутах, также как и перевозку пассажиров в другие страны-участницы, если пассажир пересекает границу Латвийской Республики, также как и на перевозку багажа, который пассажир проводит вместе с собой, и перевозку того транспортного средства, на котором он передвигается.
- на доставку на корабли и воздушные суда, доставку товаров на корабли и воздушные суда, не связанные с этими доставками услуги.
- почтовые услуги, которые оказывает оказывающее универсальные почтовые услуги лицо;
- медицинские услуги, которые устанавливает Кабинет министров и которые лечебные учреждения оказывают пациенту, с использованием утвержденных в установленном нормативными актами порядке медицинских технологий;
- обязательные проверки здоровья; социальное обеспечение, профессиональные и социальные реабилитации, социальная помощь и социальные услуги;
- стоматологические услуги; зубная техника и зубная гигиена, предоставляемая пациентам;
- культурные мероприятия (театральные и цирковые представления, концерты, детские мероприятия, любительские художественные акции и благотворительные акции, посещение государственных музеев, библиотек, выставок, зоопарков и ботанических садов, а также культурные мероприятия, проводимые этими учреждениями);
- услуги страхования и перестрахования в соответствии с Законом о страховых обществах и надзором за ними, а также посреднические услуги страхования и перестрахования в соответствии с Законом деятельности посредников по страхованию и перестрахованию;
- финансовые сделки (кредитование и предоставление денежных займов, сделки с гарантиями по кредитам, услуги, связанные с вкладами и текущими счетами, и привлечение других возвращаемых средств, проведение наличных и безналичных платежей, услуги, связанные с выдачей денежных средств и обслуживанием, и другие);
- азартные игры, розыгрыши и лотереи;
- продажа недвижимости, за исключением продажи неиспользованной недвижимости и продажи земли под застройку.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Сравнение налоговых систем Латвии и России
Если не учитывать разницу в названии отдельных налогов и платежей, перечень основных взносов в государственный бюджет для Латвии и России по смыслу во многом сопоставим.
Вид налога | В России | В Латвии |
---|---|---|
Налог на прибыль предприятий | От начисленной прибыли | Уплачивается только в случае распределения заработанных доходов |
Подоходный с физлиц | Фиксированная ставка | Прогрессивная шкала |
Налог с микропредприятий и упрощенные режимы налогообложения | Существует сразу несколько систем для довольно широкого круга коммерческих организаций и предпринимателей | Единственная система, позволяющая мелким компаниям платить лишь процент с оборота (при соблюдении ряда условий) |
Социальные взносы | Работодатель начисляет и уплачивает взносы по нескольким видам страхования | Наниматель платит единую ставку |
Благодаря этой схожести и заключенным между правительствами двух стран соглашениям многие россияне, ведущие бизнес в Латвии, избегают двойного налогообложения на родине.
Осуществление налогового контроля
Служба государственных налогов каждый год осуществляет многочисленные и разноплановые проверки, в ходе которых устанавливается соответствие информации, предоставленной налогоплательщиками. Также имеют место налоговые аудиты и тематические ревизии.
Общее число ежегодных проверок превышает 13 000. Эффективность работы инспекции составляет практически 97%. Благодаря таким показателям государственная казна возвращает большие суммы укрытых и недоплаченных налоговых сборов.
За уклонение от выполнения налоговых обязательств в полном объеме латвийское законодательство предусматривает ответственность:
- штраф за несвоевременную уплату налога в раз мере 0,05% за каждые сутки от суммы неуплаченного сбора;
- штраф в раз мере 5% от итоговой величины незадекларированных сделок, если сумма каждой составляет более 1000 латов;
- прекращение предоставления налоговых льгот за просроченные платежи без веских причин;
- штрафные санкции за преднамеренное уменьшение налоговой базы. Штраф будет равным по раз меру сумме неуплаченного налога. В случае повторного нарушения штраф увеличивается вдвое;
- нарушение сроков подачи налоговой декларации наказывается штрафными взысканиями – 0,1% до 15 суток, 0,5% — до 30 суток, 1% при задержке более месяца;
- штраф за осуществление хозяйственной деятельности без налоговой регистрации в соответствующих органах. Сумма штрафа равна размеру неуплаченных налогов, либо удваивается за счет предыдущего периода.
Систематические нарушения чреваты приостановкой хозяйственной деятельностью и привлечением к уголовной ответственности. Недобросовестный налогоплательщик может быть лишен свободы на пять лет.
Специальный режим, связанный с электронно оказанными услугами (MOSS).
Информация о данном режиме содержится в 140.1 статье закона о НДС.
Если налогоплательщик оказывает электронные услуги лицу, которое не является налогоплательщиком (является частным (физическим) лицом, которое не ведет хозяйственную деятельность) и получатель услуги находится в другой стране Европейского Союза, тогда у поставщика услуг есть два варианта выбора:
- Регистрироваться НДС плательщиком в каждой стране, в которой находится получатели услуг (частные лица). В таком случае нужно подавать НДС декларацию в каждой стране регистрации.
- Подавать заявление в Службу государственных доходов и получить разрешение применять данный (MOSS) режим в Латвии. В таком случае только в Латвии нужно сдавать специальную НДС декларацию. В декларации нужно указывать данные (суммы) об оказанных услугах в каждой стране Европейского Союза. Начисленный (указанный) НДС нужно платить только в Латвийский бюджет (на специальный банковский счет).