Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перевозку опасных грузов без разрешения на провоз». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отвечая на вопрос, каковы риски при перевозке опасных грузов автотранспортом, прежде всего нужно рассказать об административной ответственности, которая грозит любому перевозчику за нарушение правил перевозки опасных грузов.
Штраф за опасные грузы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте
За нарушения правил перевозки опасных веществ на всех видах транспорта, кроме автомобильного, грозит административный штраф по ст. 11.14 КоАП РФ. Его размеры для граждан, должностных лиц и организаций приведены в таблице:
Размер административного штрафа |
Вид транспорта, которым везут опасный груз |
||
Воздушный транспорт |
Морской и внутренний водный транспорт |
Железнодорожный транспорт |
|
Для граждан |
500 — 1 000 рублей |
300 — 500 рублей |
100 — 300 рублей |
Для должностных лиц |
1 000 — 2 000 рублей |
500 — 1 000 рублей |
300 — 500 рублей |
Для компаний |
10 000 — 20 000 рублей |
5 000 — 10 000 рублей |
3 000 — 5 000 рублей |
Опасными называются вещества, утечка которых при транспортировке и хранении связана с опасностью для человека или экологии. Классификацию таких материалов устанавливает (исходя из характера воздействия) европейское соглашение – ДОПОГ.
Перечисленные материалы делят на классы (с подклассами), указанные в таблице.
Класс или подкласс | К каким веществам относят |
1 | Взрывоопасным |
2 | Газам в сжиженном или сжатом состоянии с транспортировкой в кислородных и других газовых баллонах, специальных емкостях (газовозами и прочим транспортом) |
3 | Жидкостям с опасностью воспламенения (бензовозами, автоцистернами) |
4.1 | Легковоспламеняющимся твердым компонентам, самореактивным и твердым десенсибилизирующим взрывоопасным материалам |
4.2 | Склонным к самовозгоранию |
4.3 | Выделяющим пожароопасные газы при взаимодействии с водой |
5.1 | С окисляющими свойствами |
5.2 | Пероксидам органического происхождения |
6.1 | Токсичным компонентам |
6.2 | Инфекционной опасности |
7 | С радиоактивным излучением |
8 | Коррозионным материалам |
9 | Прочим компонентам, не отнесенным ни к одному из перечисленных классов |
Изменения к ДОПОГ 2020 года
В июле 2020 года вступили в силу поправки, изменившие некоторые положения ДОПОГ. Коррективы коснулись таких положений:
- список опасных грузов дополнен полимеризующимися веществами (с дополнительным подклассом 4 класса);
- разрешено перевозить данную категорию веществ в мягких упаковках при соблюдении установленных стандартов;
- изменен формат большей части международной сопроводительной документации указанных транспортных операций;
- разрешено пересекать тоннели автомобилям с опасными веществами под номерами ООН 3077; 3082;
- ужесточен регламент к транспорту;
- усовершенствован порядок аттестации водителей и консультантов;
- откорректирована маркировка опасных компонентов;
- установлена необходимость оснащения авто, перевозящего более 3,5 т ОГ, антиблокировкой тормозов.
Ранее (с 2018 года) был утвержден новый регламент МВД о допуске транспорта к опасным грузоперевозкам с внесением таких коррективов:
- по перечню оформляемой документации;
- административному оформлению транспортной операции с изменением сроков согласования;
- по ужесточению государственного контроля;
- вводом ситуаций, при которых невозможно оформить документы через «Госуслуги».
Перевозка грузов повышенной опасности требует неукоснительного соблюдения установленного законодательством регламента. Последствия нештатных ситуаций при таких грузоперевозках могут оказаться намного серьезней, чем предусмотренное наказание за нарушение предписанных требований.
Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их избежать
Избежать наказания при неверном оформлении документации практически не представляется возможным. Единственное, что можно сделать – в некоторых случаях вместо денежного штрафа отбыть срок в местах лишения свободы и наоборот. Право установить окончательную меру наказания принадлежит суду.
При нарушении правил проезда ТС, при несоблюдении установленных норм парковки, стоянок и остановок тяжесть наказания может во многом зависеть от опыта водителя.
Водители, подкованные в данном вопросе, всегда смогут выкрутиться из ситуации.
Достаточно знающие специалисты в большинстве случаев сумеют убедить инспектора, что дорожная ситуация не позволила поступить другим образом. Если ТС не стало причиной дорожного происшествия, никто не пострадал, документы в порядке, ситуацию чаще всего удается разрешить без особенных потерь.
При нарушении правил транспортировки воздушными и морскими судами обычно удается отделаться административным наказанием, если не были отмечены действия, явно угрожающие безопасности окружающей среды – например, сброс отходов.
Какие санкции за нарушение российских законов в области перевозок?
В РФ действуют законы и нормативные акты, в которых, так или иначе, затронута безопасность транспортировки воспламеняющихся, вредных и ядовитых субстанций:
- «Правила дорожного движения»;
- Технический Регламент Таможенного Союза «О безопасности транспортных средств» ТС 018/2011;
- «Правила технической эксплуатации нефтебаз/автозаправочных станций»;
- «Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов»;
- №170–ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств»;
- ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ».
За невыполнение ПДД накладывают штрафы:
- ошибки при включении световых сигналов, нет документов, несоблюдение знаков о движении грузовых — по 500 рублей;
- нет проблескового маячка на автоцистерне — 3000 р.;
- неправильная стоянка, например в тоннеле — 2000 руб, задержание;
- если событие повлекло вред здоровью — до 5000, лишение прав до 1,5 лет.
Нарушая экологические требования и требования промышленной безопасности, компания рискует получить наказание и по другим законам:
- «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- «О транспортной безопасности»;
- «Об охране окружающей среды»;
- «Об отходах производства и потребления».
При международной доставке важно не нарушить таможенное законодательство всех стран на маршруте и национальные, местные законы. Например, из РФ запрещен вывоз товаров «стратегического назначения», без особых разрешений — оштрафовать и конфисковать груз вправе даже при попытке вывезти несколько канистр машинного масла.
Ответственность за несоблюдение законов накладывается следующим образом:
- если контролирующие органы установили факт нарушения, на организацию накладываются санкции по КоАП;
- если был причинен ущерб окружающей среде, компетентная служба, которая занимается охраной лесов, водоемов, почвы, рассчитывает размер компенсации по утвержденным методикам;
- если был причинен вред здоровью, ущерб имуществу или летальный исход — в дело вступает Уголовный кодекс.
Ст. 143 УК РФ о нарушении требований охраны труда: штраф до 400 000, срок до 1 года и лишение права занимать определенные должности.
Ст. 168 УК РФ об ущербе имуществу в крупном размере, из–за неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности: придется заплатить до 120 000 или получить лишение свободы до 1 года.
Ст. 8.2 КоАП «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» грозит штрафами: на граждан до 3000, на должностных лиц до 30 000, на ИП до 50 000, а на компании — до 250 000 рублей, причем деятельность ИП или ООО вправе приостановить до 90 суток.
Практика показывает, что суды склонны к обвинительным решениям по подобным делам. Неправильно полагать, что нарушая нормы транспортировки чувствительных материалов, водитель сможет уплатить штраф и избежать последствий для компании или предпринимателя. Наоборот, это тот случай, когда скупой платит не просто дважды, а в 100 раз больше.
В Европе некоторые законы еще суровее. Компаниям грозят
- штрафы, размер зависит от серьезности нарушения;
- отзыв лицензии, что предотвращает участие компании в транспортировке критичных материалов;
- лишение свободы в некоторых случаях;
- внесение в черный список компаний, неоднократно нарушающих требования ADR.
Размеры платежей в Европе:
- в Германии до 50 000 евро;
- в Соединенном Королевстве максимальная сумма за одно нарушение ADR составляет 5000 фунтов стерлингов, за повторные выплаты больше или лишение свободы;
- в Испании от 3000 до 60 000 евро в зависимости от серьезности нарушения и уровня риска для общества;
- в Польше от 1 000 до 500 000 злотых;
- во Франции от 450 до 75 000 евро.
Пример 5: в транспортном документе не было одной строчки
Летом прошлого года Московский областной суд наложил штраф в 150 000 рублей на компанию «РН-Москва» за нарушение ч. 2 ст.12.21.2 КоАП РФ. А именно — за отсутствие в товарно-транспортном документе записи «Специальное положение 640».
Перевозили опасный груз, около 5 тонн дизельного топлива. А в этом случае правила ДОПОГ обязывают сделать в документах запись «Специальное положение 640», причем буква, добавляемая к числу 640, должна указывать на температуру вспышки.
Жалоба на решение суда со стороны компании «РН-Москва» ничего не принесла: суд второй инстанции не нашел оснований для отмены постановления городского суда. Штраф признан справедливым (Решение Московского областного суда № 21-1870/2020 от 25 августа 2020 г. по делу № 21-1870/2020).
Какие разрешения нужно получить для транспортировки опасных грузов?
Чтобы законно перевести опасные грузы, водителю нужно иметь при себе целый пакет документов:
- Договор перевозки опасных грузов (заключается между заказчиком и перевозчиком);
- ТТН опасных грузов (товарно-транспортные накладные на товары);
- Путевой лист с красной пометкой «ОПАСНЫЙ ГРУЗ» (в строках 20 и 21 должен быть указан путь следования ТС с опасным грузом);
- Паспорт безопасности материала (документ состоит из 16 разделов и содержит требования к производству, доставке, хранению и утилизации вещества);
- Инструкции для перевозки ОГ (оформляются в письменном виде согласно правилам ДОПОГ);
- Свидетельство ДОПОГ о допуске ТС (выдает ГИБДД сроком на один год после прохождения ТО);
- Свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя (водитель получает удостоверение после обучения и прохождения экзаменов);
- Информационные таблички опасности (знак «ОПАСНЫЙ ГРУЗ»);
- Спецразрешение на перевозку ОГ (выдается на один год в УГАДН по месту регистрации грузоперевозчика).
Наказания за нарушения перевозки опасных грузов другими видами транспорта
Наказания за неправильную перевозку ОГ другими видами транспорта предусмотрены ст. 11.14 КоАП РФ и указаны в таблице.
Виды транспорта | Часть ст. 11.14 КоАП РФ | Размер штрафа, тыс. руб. | ||
гражданам | ответственным сотрудникам | организации | ||
Воздушный | 1 | 0,5–1 | 1–2 | 10–20 |
Внутренний водный | 2 | 0,3–0,5 | 0,5–1 | 5–10 |
Железнодорожный | 3 | 0,1–0,3 | 0,3–0,5 | 3–5 |
Сущность правонарушения по ст. 12.21.2 КоАП РФ
У этой статьи имеется специальный объект — это связанные с источником повышенной опасности общественные отношения. Объективная сторона разделена на две части.
Первая предусматривает наказание за отсутствие у водителя специальных документов, которые в обязательном порядке должны присутствовать не во всех случаях, а только при перевозке опасных грузов. Под отсутствием в данном случае понимается не следствие обычной невнимательности, а нарушения в организации перевозки. К числу документов относятся свидетельство о подготовке водителя и о допуске ТС, а так же специальное разрешение.
Вторая часть предусматривает наказание непосредственно за нарушение правил перевозки опасных грузов, кроме всего того, что относится к ч. 1 данной статьи. Речь идёт в первую очередь о п. 23.5 ПДД, который содержит предписание того, что перевозка осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Правила перевозки любых грузов определяют, что перевозка опасных осуществляется в соответствии с требованиями, определяемыми приложениями А и В ДОПОГ.
Субъектами правонарушения могут быть водители, должностные лица и юридические, осуществляющие перевозки. При этом ИП несут такую же ответственность, как и юридические лица.
Составление протокола о нарушении и рассмотрение дела находится в компетенции должностных лиц ГИБДД, дорожно-патрульной службы. Правонарушения по части 2 могут быть также переданы в суд. Автомобиль задерживается и помещается на специализированную стоянку.
Примером действия закона может служить дело об административном нарушении, рассмотренное Ростовским областным судом в октябре 2018 года в отношении гражданина Баринова О. М. Он признан виновным по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП и подвергнут штрафу в размере 2 тыс. руб. Баринов перевозил груз класса ООН No 0360, имея на руках чужое свидетельство о допуске к транспортировке.
В июне 2019 года задержан автомобиль марки ЗИЛ с полуприцепом, которым управлял водитель Мухамеджинов Р. М. В машине находился опасный груз – сжиженный углеводород. В сопровождающих его документах отсутствовали данные, соответствующие требованиям ДОПОГ. Действия Мухамеджинова подпадают под ст. КоАП 12.21.2 в ч. 2. Он подвергнут административному штрафу в 1500 руб.
Ответственность и штрафы за несоблюдение правил при перевозке опасных грузов
Грузоперевозки, касающиеся транспортирования веществ, относящихся к категории опасных, строго контролируются и регулируются законодательством. Всё дело в том, что в отличие от рядовых грузов, опасные вещества, при уклонении грузоперевозчика от установленных стандартов, в случае непредвиденной ситуации не только смогут нанести огромнейший вред непосредственному перевозчику продукции и случайным свидетелям, но и стать первоисточником глобальной катастрофы, угрожающей экологической обстановке, здоровью, а нередко и жизни людей.
За нарушение правил перевозки опасных грузов предусмотрен штраф.
Государственные стандарты обязывают правовой документацией грузоперевозчика обеспечивать максимальный уровень безопасности транспортируемому товару, оформлять специальные разрешения на транзит продукции. За несоблюдение безопасности, отсутствие облигаторной документации у грузоперевозчика предусмотрены существенные штрафные меры воздействия. В этой статье расскажем об обстоятельствах, при которых возлагается штраф за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, рассмотрим юридические документы, курирующие грузоперевозки небезопасной категории.
Нарушение правил по перевозке опасных грузов – основные штрафные санкции
Современным законодательством разрешено провозить по территории страны груз, который характеризуется, как опасный. Самое главное осуществлять данный процесс в полном соответствии с правилами. По той причине, что опасные грузы могут привести к определенным проблемам, нарушение правил перевозки опасных грузов наказывается на законодательном уровне. Это определенные штрафы, которые при нарушении факта присуждаются, как самому водителю, так и транспортной компании, где он работает.
Дорожная транспортировка опасного груза регулируется правовыми официальными документами, основными внутриведомственными приказами, определенными инструкциями, положениями, правилами и иными нормативами. В подобных бумагах обозначаются главные правила перевозки, а также меры назначенного наказания за несущие опасность нарушения.
Уровень ответственности
На данный момент отмечается несколько методов, как могут наказывать за нарушение основных правил перевозки опасных грузов. Водителям и компаниям, в зависимости от ситуации, могут быть назначены такие виды штрафных санкций, как:
- Наложение установленного денежного штрафа за сам факт нарушения.
- Конфискация имущества – речь идет об автомобиле, осуществляемом доставку опасного груза.
- Может быть назначено полное или временное лишение прав и допусков на профессиональное управление авто.
- Денежные штрафные санкции, размер которых зависит от вида регистрации предпринимательской деятельности. Штрафы могут быть разными для должностных, юридических и физических лиц.
Наказание за перевозку особого опасного груза без разрешения также зависит от вида используемого в процессе перевозки транспорта. Как известно, это может быть не только автомобиль, но также железнодорожный транспорт или морские суда.
Транспортный регламент уделяет особое внимание веществам и предметам, свойства которых несут угрозу для человеческой жизни и здоровья, экологической обстановки и окружающей среды, а также различного рода материальных объектов. В перечень входят разные виды топлива и кислот, лакокрасочные материалы и растворители, химикаты и медицинские препараты — общее количество наименований, утвержденных европейским и международным сообществом, насчитывает около трех с половиной тысяч.
Очевидно, что ДОПОГ на дорожные перевозки опасных грузов — это в первую очередь такой норматив, задачей которого выступает профилактика возможных негативных последствий. Сам по себе факт существования потенциального риска еще не означает, что он обязательно воплотится в жизнь в виде условного пожара, взрыва, распространения токсичных отходов или радиации. Однако при совпадении определенных факторов, обусловленном игнорированием мер безопасности, вероятность подобного исхода может заметно возрасти.
Количественные изъятия
Определить, применяется ли данное положение ДОПОГ, позволяет колонка 15, в которой приведено соотношение возможных веществ и транспортных типов. После этого остается только уточнить предельно допустимое количество с помощью раздела 1.1.3.6.3.
Категория | Лимит на единицу транспорта |
1 | 20 |
2 | 333 |
3 | 1000 |
4 | неограниченно |