Что делать заказчику, если победитель уклонился

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать заказчику, если победитель уклонился». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Инициатором отказа от заключения контракта может выступить и поставщик. Причины могут быть разные: легкомысленно поставленная на аукционе (конкурсе, котировке) низкая цена, пренебрежение рисками, из-за чего поставки товара после победы в аукционе могут стать убыточными. Аналогичные последствия случаются и при неожиданном росте цены товара на рынке.
В таком случае поставщик начинает искать варианты отказа от подписания соответствующего госконтракта. Его попытки не могут увенчаться успехом, поскольку, согласно 44-ФЗ, он попадает в таком случае в реестр недобросовестных поставщиков. Последний вариант для многих организаций неприемлем: в дальнейшем он лишает права участвовать в конкурсных процедурах.
Тем не менее приемлемый способ избежать включения в указанный реестр есть — договориться с госзаказчиком о подписании госконтракта и последующим его расторжении по соглашению сторон. Правда, в большинстве случаев госзаказчики в этом не заинтересованы, будучи вынуждены проводить закупочную процедуру заново. И дело доходит до судебных споров, которые не всегда заканчиваются в пользу поставщиков.

Обязательные условия контракта

Часть условий контракта вносится в него ещё на этапе формирования проекта. Поэтому в Проекте контракта (договора) можно найти следующие условия:

  • о неизменности цены, кроме случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула её расчёта: например, для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию;
  • об ответственности сторон за невыполнение своих обязанностей по контракту;
  • касающиеся оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе;
  • о приёмке результатов исполнения контракта — порядок и срок её проведения;
  • об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.

Иногда заказчик предусматривает возможность одностороннего расторжения контракта. Этот пункт также содержится в условиях.

Необязательные условия контракта

Контракт включает в себя множество различных условий. Часть из них — существенные требования к предмету закупки и поставщику, часть — не слишком важны. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Также в контракт иногда включаются:

  • условия о гарантии;
  • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
  • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
  • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
  • иные условия, не противоречащие законодательству.

Изменение сроков контракта

Срок исполнения обязательств является существенным условием контракта, но при возникновении непредвиденных обстоятельств его можно изменить и установить новый с помощью допсоглашения. При изменении срока следует учитывать требования и ограничения, установленные статьёй 95 Закона №44-ФЗ. Продление контракта возможно в том случае, если его расторжение приведёт к значительным денежным потерям со стороны как заказчика, так и исполнителя, а также может нанести особый вред интересам государства. Кроме того, за расторжение контракта предусмотрены штрафы.

Если значительных финансовых потерь не будет, то контракт можно расторгнуть или заключить на новых условиях.

Если условия по продлению срока контракта устраивают обе стороны, то можно подписать дополнительное соглашение. Когда одна из сторон против изменений, можно обратиться в суд.

Как избежать занесения в РНП?

В ходе заседания Комиссии, заслушиваются мнения сторон по факту уклонения. Проще говоря, представитель организации должен доказать, что в действиях организации отсутствуют признаки недобросовестного поведения, то есть следует говорить о том, что участник не имел намерений уклониться от подписания контракта, совершал действия, направленные на подписание контракта.

Более того, выгодным подтверждением такой позиции будет заявление о том, что в настоящее время участник также готов подписать контракт и исполнить обязательства. Разумеется, что слова должны подтверждаться документами и чем больше их будет, тем прочнее будет ваша позиция.

Обратите внимание на то, что внесение обеспечения исполнения контракта, даже с нарушением срока, в первую очередь говорит о готовности подписать контракт. Поэтому для того, чтобы застраховать себя от неприятных последствий не отказывайтесь от внесения обеспечения, даже если вы понимаете, что исполнение и подписание контракта невозможны.

Свидетельствовать о намерении исполнить контракт будут документы, подтверждающие наличие товара или его части на вашем складе. В том случае, если предметом являются работы или услуги документально подтвердите наличие ресурсов для их выполнения. Это могут быть счета – фактуры, накладные, оформленные на ваше юридическое лицо.

Оформление отказа от заключения контракта

В случае отказа заказчика от заключения контракта с победившим участником аукциона необходимо составить соответствующий протокол. Документ подлежит размещению в ЕИС в течение следующего рабочего дня после того, как заказчик обнаружил основания, которые не позволяют ему заключить контракт.

После этого нужно известить самого поставщика — на это заказчику отводится не более двух рабочих дней. Уведомляется победивший участник аукциона направлением протокола об отказе от заключения контракта. Он также вправе обжаловать решение заказчика.

Денежные средства, которые победитель аукциона перечислил заказчику в качестве обеспечения контракта, следует вернуть. Ведь контракт стороны не заключили, а значит, обязательства, которые обеспечиваются этими денежными средствами, так и не наступили.

Читайте также:  Оплатить госпошлину за продление разрешения на оружие 2024 в Екатеринбурге

На то, чтобы возвратить деньги поставщику, у заказчика есть максимум 5 рабочих дней. Отсчет начинается с даты отказа от заключения контракта. Если заказчик этого не сделает, то нарушит статью 1102 Гражданского кодекса и получит необоснованное обогащение.

Последствия неподписания контракта участником

Если подписание контракта все равно не состоялось, участнику закупки грозит возможность внесения сведений об организации, учредителях и лицах, являющихся исполнительным органом юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков.

Чем грозит эта санкция? Подавляющее большинство Заказчиков, при составлении аукционной документации, устанавливает требование о том, что сведения об участнике не должны быть внесены в этот черный список гос.закупок. Вместе с тем, это не обязанность, а лишь право Заказчика. То есть теоретически документация может этого требования не содержать и тогда организация из реестра имеет полное право участвовать в закупке. Другое дело, что такие варианты документации встречаются крайне редко.

Процесс применения санкций к «уклонисту»

Еще одна деталь состоит в том, что внесение информации происходит не автоматически и у вас есть все шансы добиться того, чтобы сведения не были внесены в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик обязан направить сведения об уклонившемся участнике в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы, которое, в свою очередь, назначает заседание Комиссии для изучения обстоятельств дела и заслушивания сторон. Дата заседания назначается в течение десяти рабочих дней с даты поступления обращения. Обратите внимание, что организация должна быть уведомлена о месте и времени проведения заседания.

В том случае, если сторона не была уведомлена надлежащим образом, решение о внесении сведений в реестр может быть обжаловано в Арбитражном суде с высокой вероятностью принятия положительного для участника решения. Другое дело, что если в контракте вами указаны неверные контактные сведения, на которые это уведомление было направлено, то это останется сугубо вашими проблемами.

☎ Связаться с нами!

Подписание контракта заказчиком

Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем закупки. Обязательным условием подписания контракта заказчиком является предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, предусмотренном извещением о закупке и законом «О контрактной системе» (44-ФЗ). Контракт подписывается заказчиком усиленной электронной подписью и размещается в ЕИС и на ЭП (ч. 7 статьи 83.2).

Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта (ч. 8 статьи 83.2).

Протокол разногласий

Как мы уже отмечали выше, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному заказчиком, победитель закупки в свою очередь может разместить на электронной площадке протокол разногласий. Сделать это необходимо в течение 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта. Протокол разногласий подписывается усиленной электронной подписью. В протоколе указываются замечания к конкретным положениям проекта контракта, не соответствующим закупочной документации или извещению о закупке. Необходимо учитывать, что по каждой закупке можно подать только один протокол разногласий (ч. 4 статьи 83.2).

Заказчик обязан рассмотреть протокол разногласий и в течение 3 рабочих дней с момента размещения его на ЭП разместить в ЕИС и на ЭП доработанный проект контракта. Если же заказчик не согласен с претензиями победителя закупки, то в эти же сроки он повторно размещает в ЕИС и на ЭП первоначальный проект контракта, а также документ, в котором указывает причины, по которым он отказывается учесть замечания, изложенные в протоколе разногласий (ч. 5 статьи 83.2).

После этого победитель закупки в течение 3 рабочих дней должен подписать проект контракта и разместить его на ЭП вместе с документом, подтверждающим внесение обеспечения исполнения контракта, если оно предусмотрено (ч.6 статьи 83.2).

Общий срок заключения контракта

Закон «О контрактной системе» также определяет минимальный общий срок заключения контракта по результатам электронной процедуры. В соответствии с законом контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протоколов подведения итогов закупки, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения в электронной форме запроса котировок или запроса предложения – не ранее чем через 7 дней (ч. 9 статьи 83.2).

Несложно подсчитать, что максимальный срок, отводимый законом на подписание контракта при отсутствии протокола разногласий по результатам аукциона или конкурса составляет 10 календарных дней плюс 3 рабочих дня, а по результатом запроса котировок или запроса предложений — 7 календарных дней плюс 3 рабочих дня.

При этом необходимо учитывать, что для сроков, исчисляемых в календарных днях, в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока, приходящееся на нерабочий день, переносится на ближайший за ним рабочий день.

В случае подачи победителем закупки протокола разногласий максимальный срок заключения контракта может увеличиться еще на 6 рабочих дней.

Нередко поставщики используют протокол разногласий для того, чтобы увеличить срок, отведенный на подписание контракта. Обычно это делается в случаях задержки с предоставлением обеспечения исполнения контракта.

Внесение изменений в контракт

Коротко расскажем, в каких случаях когда заказчик может внести изменения в контракт в процессе его подписания. Закон предусматривает такую возможность.

При заключении контракта, по согласованию с победителем закупки, заказчик может увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной победителем, и начальной (максимальной) ценой контракта. Такое право заказчика должно быть предусмотрено документацией о закупке, а цена единицы товара при этом не должна увеличиться (ч. 18 статьи 34).

Приостановление процедуры подписания контракта

Законом «О контрактной системе» (44-ФЗ) предусмотрено право Федеральной антимонопольной службы (контрольный орган в сфере закупок) приостанавливать процедуру заключения контракта до рассмотрения по существу жалобы любого из участников закупки на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и других должностных лиц, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Читайте также:  Льготный период проезда в электричках для пенсионеров СПБ в 2024 году

В этом случае ФАС обязана направить заказчику и оператору электронной площадки требование о приостановлении процедуры, которое является для них обязательным к исполнению. После этого контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. Срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы. Если при этом контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков его исполнения с указанием новых сроков исполнения этих обязательств (ч.7 статьи 106).

Одновременно законом предусмотрена возможность приостановления заключения контракта в случае наличия принятых судебных актов либо при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки. Эта сторона обязана уведомить об обстоятельствах, препятствующих заключению контракта, другую сторону в течение одного дня. В этом случае течение сроков, установленных для заключения контракта, приостанавливается на срок исполнения судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на 30 дней (ч. 16 статьи 83.2).

Можно ли избежать внесения в РНП за уклонение от подписания контракта по 44-ФЗ

Факт уклонения рассматривает комиссия ФАС. На заседании нужно обязательно присутствовать, чтобы объяснить и обосновать свою позицию.

Если поставщик нарушил сроки, но все-таки подписал контракт, внес обеспечение его исполнения, приобрел необходимый для поставки товар, комиссия может посчитать, что он не имел намерения уклониться, и не внесет его в РНП. Особенно если на этом не будет настаивать заказчик.

Пример из практики. Победитель аукциона на оказание услуг по уборке помещений не подписал договор в отведенный для этого срок, поскольку не смог подтвердить обеспечение исполнения контракта. Заказчик направил в ФАС заявление о включении исполнителя в РНП. Во время разбирательства ответчик пояснил, что не успел вовремя оформить банковскую гарантию, о чем сообщил заказчику. В подтверждение добросовестности своих намерений он представил документы на оплату БГ. УФАС, приняв это во внимание, решил не вносить исполнителя в РНП. (Решение УФАС по Челябинской области от 16.04.2019 № 074/06/104-426/2019).

Но такие случаи скорее исключение, чем правило. Поэтому нужно заблаговременно побеспокоиться о получении банковской гарантии, посмотреть, сможете ли вы подтвердить свою добросовестность в соответствии со ст. 37 44-ФЗ (если снижаете цену более чем на 25 %) и не откладывать подписание контракта на последний день.

Если считаете, что вас незаконно признали уклонившимся от заключения контракта, обращайтесь в ГК «Ценный Контракт». Наши специалисты помогут составить правовое заключение для обжалования решения антимонопольного органа и представят ваши интересы в Арбитражном суде.

Основания, по которым можно отказаться

Случаи, когда заказчик вправе оказаться от подписания госконтракта, строго регламентированы. Выделяют следующие основания:

Организация имеет право не подписывать договор, если при проведении конкурсных процедур победитель целенаправленно исказил информационные материалы о товаре, работе или услуге или же подал ложные сведения о соответствии техническим и документальным, а также отмеченным в извещении дополнительным требованиям, указанным в закупке (ч. 9 и ч. 10 ст. 31). Если такие действия обнаружились уже после размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки, то это будет условием для неподписания госконтракта.
Если победитель проигнорировал подписание соглашения по результатам проведения конкурса в установленный десятидневный срок (п. 4 ст. 54), то заказчик имеет право обратиться в судебные органы для возмещения убытков, которые не покрываются величиной обеспечения контрактной заявки. В дальнейшем госконтракт заключается с участником, завершившим торги под № 2. При аналогичной ситуации по факту проведения аукциона, если подписание договорных отношений между победителем и заказчиком не происходит в установленный п. 9 ст. 70 44-ФЗ десятидневный срок, то победитель признается уклонившимся от заключения госконтракта (п. 13 ст. 70). Заказчик также вправе обратиться в суд с целью возмещения убытков, не покрытых суммой обеспечения. Исполнитель также не имеет права игнорировать подписание контракта (ст. 77).
Если победитель не предоставил требуемое обеспечение исполнения в срок, отведенный для подписания договора, то заказчик обязан отказать ему в заключении госконтракта. При этом победитель автоматически будет считаться уклонившимся (ч. 5 ст. 96)

Важно помнить, что если при проведении торгов цена снизилась на 25 % и более по отношению к НМЦК, то поставщик предоставляет ОИК, необходимую сопроводительную информацию (ч. 2 ст

37), а также расчетные данные сложившейся цены (ч. 9 ст. 37).

Причины для уклонения

Победитель торгов может уходить от заключения госконтракта намеренно:

  • выросли цены на предмет закупки, и ему стало невыгодно его поставлять;
  • не вычитал проект контракта и слишком поздно увидел неприемлемые условия;
  • во время аукциона опрометчиво снизил цену ниже экономически обоснованного уровня и др.

Чаще уклонение происходит по незнанию или из-за непредвиденного стечения обстоятельств:

  • не успели получить банковскую гарантию;
  • возникли проблемы с техникой, интернетом, цифровой подписью;
  • вместо календарных дней посчитали рабочие;
  • не досмотрели перечень документов, которые нужно приложить к контракту и т. п.

Даже если в действиях поставщика не было умысла, непреднамеренность действий придется доказывать в ФАС или суде. Не факт, что они посчитают причину срыва государственной поставки уважительной.

Что считается уклонением от заключения контракта?

В соответствии с нормами 44-Ф3 победитель торгов обязан подписать размещенный на электронной площадке контракт, уложившись в отведенные для этого сроки: в течение 5 дней с даты размещения его заказчиком.

Вместе с подписанным контрактом он должен опубликовать документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Если участник не согласен с какими-то пунктами контракта, он в эти же сроки размещает на электронной площадке протокол разногласий. В случаях, когда победитель снизил цену контракта на 25 % и более, сумму обеспечения необходимо увеличить в 1,5 раза или оставить прежнюю, но прикрепить пакет документов, подтверждающих добросовестность исполнителя (ст. 37 44-ФЗ). Если НМЦК контракта больше 15 млн. рублей, увеличивать обеспечение в 1,5 раза нужно обязательно.

Читайте также:  Подача декларации инвалиды 2 группа в 2024 году

Исходя из ч. 13 ст. 83.2 44-ФЗ и ч. 5 ст. 96 44-ФЗ, считается, что исполнитель уклонился от подписания контракта, если он:

  • не подписал контракт в отведенные законом сроки;
  • не разместил в ЕИС протокол разногласий;
  • не выполнил антидемпинговые требования, предусмотренные ст. 37 44-ФЗ;
  • не предоставил обеспечение исполнения контракта.

В основе этой ситуации лежит невнимательность участника закупки на стадии изучения технического задания, контракта или извещения.

Часто причинами возникновения желания не заключать контракт, являются технические ошибки, при расчёте рентабельности и минимальной цены, до которой можно снизится на аукционе.

Иногда причиной является ошибки технических сотрудников в процессе торгов.

  1. Иногда возникает ситуация, когда цены на товары или материалы резко и непрогнозируемо, растут, в результате изменения курса доллара или экономической ситуации, что ведет к нерентабельности исполнения контракта. Бывают ситуации, когда на этапе заключения контракта, в приложениях к контракту, заказчик выдвигает дополнительные требования, пожелания, что с большой долей вероятности ведет к непредсказуемым и многолетним арбитражным тяжбам. Как вариант, ситуация, когда в приложениях к контракту, заказчик опускает какую-либо критически важную часть технического задания, что ведет к неоднозначности и размытости критериев добросовестного исполнения контрактов. Азарт участника Госзакупки, в процессе самих торгов, Выигрыш нескольких аукционов, при финансовых и технических возможностях, исполнить меньше выигранного. Иногда начинающие участники подают заявки в тренировочных целях и внезапно выигрывают аукцион, так как на таких условиях больше не нашлось желающих участвовать в закупке. Бывают случаи, когда заказчик недвусмысленно даёт понять, что не желает видеть вас поставщиком, и благоприятного завершения и закрытия контракта не будет. Возникновение сложностей с производством товара у единственного производителя, типа пожара, банкротства и так далее.

Если заказчик по окончании процедуры торгов принимает решение о невозможности заключения договора с победителем конкурса, то он вправе отказаться от заключения договора при наличии обоснованных причин. Основание для отказа указывается в протоколе отказа от заключения контракта.

Победитель вправе подать жалобу в ФАС, если считает, что приведенные основания недостаточны и не соответствуют требованиям закона.

Оценка действий заказчика и анализ причины отказа производится на основании протокола. Если причины будут признаны вескими, указывающими на несоответствие участника требованиям 44-ФЗ, например предоставление недостоверной информации, то возможно признание сделки несостоявшейся. В таком случае возможен отказ от сделки в одностороннем порядке.

Как отказаться от заключения контракта

Инициатором отказа от заключения контракта может выступить и поставщик. Причины могут быть разные: легкомысленно поставленная на аукционе (конкурсе, котировке) низкая цена, пренебрежение рисками, из-за чего поставки товара после победы в аукционе могут стать убыточными. Аналогичные последствия случаются и при неожиданном росте цены товара на рынке.
В таком случае поставщик начинает искать варианты отказа от подписания соответствующего госконтракта. Его попытки не могут увенчаться успехом, поскольку, согласно 44-ФЗ, он попадает в таком случае в реестр недобросовестных поставщиков. Последний вариант для многих организаций неприемлем: в дальнейшем он лишает права участвовать в конкурсных процедурах.
Тем не менее приемлемый способ избежать включения в указанный реестр есть — договориться с госзаказчиком о подписании госконтракта и последующим его расторжении по соглашению сторон. Правда, в большинстве случаев госзаказчики в этом не заинтересованы, будучи вынуждены проводить закупочную процедуру заново. И дело доходит до судебных споров, которые не всегда заканчиваются в пользу поставщиков.

Таким образом, мы видим, что процедура отказа от заключения госконтракта легитимна со стороны госзаказчика. Если же ее инициатором становится поставщик, это всегда имеет для него неблагоприятные последствия.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Как отказаться от заключения контракта

Инициатором отказа от заключения контракта может выступить и поставщик. Причины могут быть разные: легкомысленно поставленная на аукционе (конкурсе, котировке) низкая цена, пренебрежение рисками, из-за чего поставки товара после победы в аукционе могут стать убыточными. Аналогичные последствия случаются и при неожиданном росте цены товара на рынке.
В таком случае поставщик начинает искать варианты отказа от подписания соответствующего госконтракта. Его попытки не могут увенчаться успехом, поскольку, согласно 44-ФЗ, он попадает в таком случае в реестр недобросовестных поставщиков. Последний вариант для многих организаций неприемлем: в дальнейшем он лишает права участвовать в конкурсных процедурах.
Тем не менее приемлемый способ избежать включения в указанный реестр есть — договориться с госзаказчиком о подписании госконтракта и последующим его расторжении по соглашению сторон. Правда, в большинстве случаев госзаказчики в этом не заинтересованы, будучи вынуждены проводить закупочную процедуру заново. И дело доходит до судебных споров, которые не всегда заканчиваются в пользу поставщиков.

Таким образом, мы видим, что процедура отказа от заключения госконтракта легитимна со стороны госзаказчика. Если же ее инициатором становится поставщик, это всегда имеет для него неблагоприятные последствия.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Все участники госзакупок знают, что отказаться от подписания контракта можно лишь в исключительных случаях. В статье расскажем о том, когда закон № 44-ФЗ разрешает заказчикам не заключать контракт с победителем электронного аукциона и как это следует оформить.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *