Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплаты при сокращении госслужащих сотрудников в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вопросы предоставления гарантий государственно му гражданскому служащему Российской Федерации (далее – гражданский служащий), увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба) в государственном органе или упразднением государственного органа, урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).
Порядок расчета выплат при сокращении штата
Для расчета величины выходного пособия для начала исчисляется среднедневной заработок. Он считается в общем порядке на основании сведений о зарплате работника за предыдущие 12 мес. Когда сокращение производится в последний день месяца, этот месяц также нужно включить в расчетный период (Письмо Роструда от 22.07.2010 г. № 2184-6-1). В остальных ситуациях расчет производится по предыдущий месяц (п. 4 Положения, регламентированного Постановлением Правительства от 24.12.2007 г. № 922).
Конкретный размер выходного пособия рассчитывается умножением среднедневного заработка на число рабочих и нерабочих праздничных дней в первом месяце после сокращения (Постановление КС РФ от 13.11.2019 г. № 34-П). Касаемо сезонных работников, среднедневной заработок умножается на число рабочих и нерабочих праздничных дней, приходящихся на две недели, идущие после сокращения.
По сотрудникам с суммированным учетом рабочего времени считается не среднедневной, среднечасовой заработок (п. 13 Положения). Полученный результат умножается на число рабочих часов по графику данного сотрудника в первом месяце (для сезонных сотрудников — в первых двух неделях) после сокращения. Соответственно, для исчисления выходного пособия график составляется так, как будто увольняемый сотрудник продолжает работать.
Сокращение в предпенсионном возрасте
Согласно ТК РФ, работодатель может расторгнуть трудовой договор в случае сокращения численности или штата работников. В отношении предпенсионеров в этом вопросе никаких ограничений нет — их тоже могут сократить. Процедура сокращения работника предпенсионного возраста такая же, как и для всех остальных категорий граждан.
- Не менее чем за 2 месяца до увольнения работодатель должен уведомить письменно работника о сокращении численности или штата работников. С письменного согласия можно расторгнуть договор и до истечения этого срока, если работодателем будет выплачена компенсация в размере среднего заработка за оставшееся время.
- Работнику должны предложить другую вакантную должность, соответствующую его состоянию здоровья. Это может быть вакансия как соответствующая его квалификации, так и нижестоящая и даже нижеоплачиваемая.
Продолжительность выплаты пособий при увольнении
При сокращении работника в 2024 году можно получить следующие пособия:
1. Выплата пособия по безработице. Данное пособие предоставляется лицам, у которых имелся трудовой стаж и были выплачены страховые взносы на случай временной потери трудоспособности. Продолжительность выплаты пособия по безработице составляет до 6 месяцев, но может быть продлена при наличии особых обстоятельств.
2. Выплата пособия по случаю увольнения. Данное пособие предоставляется лицам, которые были уволены по инициативе работодателя. Продолжительность выплаты пособия по случаю увольнения зависит от трудового стажа и составляет от 3 до 6 месяцев. При наличии особых обстоятельств, выплата пособия может быть продлена на срок до 12 месяцев.
Обратите внимание: для получения пособия по безработице или по случаю увольнения, необходимо обратиться в территориальный орган социальной защиты населения по месту жительства и предоставить необходимые документы.
Второй месяц после сокращения
После сокращения работника работодатель обязан выплачивать компенсацию за второй месяц работы, если этот срок указан в трудовом договоре или коллективном договоре.
Размер компенсации за второй месяц после сокращения определяется по следующей формуле:
Вариант | Размер компенсации |
---|---|
Если работающий не находится в отпуске или временной нетрудоспособности | Месячная заработная плата работника |
Если работающий находится в отпуске или временной нетрудоспособности | Средняя заработная плата, полученная работником перед началом этих отпуска или временной нетрудоспособности |
Оплата компенсации за второй месяц после сокращения должна быть произведена в течение срока, указанного в трудовом законодательстве или коллективном договоре.
Условия получения выплат
Для того чтобы получить компенсацию от работодателя по сокращению работника во втором месяце, необходимо выполнение следующих условий:
1. Увольнение по сокращению. Работник должен быть уволен в связи с сокращением штата или сокращением должностей в организации.
2. Работа более одного месяца. Работник должен отработать более одного месяца после принятия на работу.
3. Не нарушение договора. Работник не должен нарушать свои трудовые обязательства и не должен быть уволен по дисциплинарным причинам.
При соблюдении всех вышеперечисленных условий, работник имеет право на получение компенсации от работодателя за второй месяц после увольнения. Размер выплаты определяется в соответствии с действующим законодательством, коллективным договором или условиями трудового договора.
Как рассчитать компенсацию при увольнении госслужащего
В окончательный расчет приведенные выплаты производятся при увольнении служащего с государственной гражданской службы. Если же госслужащего переводят на иную должность гражданской службы, указанные выплаты производятся в общем порядке. В частности, выплата госслужащему материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску производятся на основании его письменного заявления, а компенсация за неиспользованный отпуск – в случае дальнейшего увольнения и т.п.
Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
Выплаты при сокращении госслужащих в 2023 году
Провести административную реформу пытались уже несколько раз, но до сих пор дело не доходило до конца. Первые попытки реформирования совершались в период с 2011 по 2013 год. Тогда выдвигалась инициатива о сокращении штата сотрудников почти на 20%. По итогу удалось сократить штат только на восемь процентов.
В соответствии с новыми нормативами, к 1 апреля 2023 года штаты министерств и департаментов будут состоять минимум из 40 единиц. Агентств и федеральных служб – минимум из 25 единиц. В отделах управлений и департаментов должно работать не менее 5, а в самостоятельных отделах ведомств – не менее 10 специалистов.
Если сокращение происходит в государственном органе, расположенном в районах Крайнего Севера или на территории, приравненной по своему статусу к нему, то платежей после сокращения предусмотрено больше. Анонсированное сокращение госслужащих в 2023 году начинается с 1 января. На оптимизацию системы управления отведено три месяца. К 1 апреля реформа должна быть полностью завершена, а 1 мая будут озвучены ее предварительные итоги. Для проведения оптимизации правительство планирует создать специальную рабочую группу.
Влияние сокращений на работников
Во-первых, сокращение может привести к потере рабочих мест и увольнениям. Работникам, которые ранее занимали определенные должности, может быть предложено покинуть госслужбу. Это может вызвать страх и неопределенность у многих сотрудников, особенно у тех, кто уже долгое время работает на государственной службе и зависит от своей должности для обеспечения своего дохода и существования.
Во-вторых, сокращение численности госслужащих может повлечь за собой перегрузку оставшихся сотрудников. Когда на меньшее количество работников возлагается больше задач и обязанностей, это может привести к перенапряжению и недостаточной эффективности работы. Оставшиеся служащие могут столкнуться с проблемой переработок и большой нагрузкой, что может отразиться на их физическом и психологическом состоянии.
Кроме того, сокращение госслужащих может повлечь за собой утрату опыта и знаний. Многие работники, которые уходят с государственной службы, могут обладать ценными знаниями и опытом, накопленными за годы работы. Утрата таких сотрудников может негативно сказаться на работе государственных органов и ослабить их эффективность.
Также, сокращение госслужащих может вызвать недовольство и протесты среди работников. Работники могут считать, что они становятся жертвами реформы, а их права и интересы не учитываются должным образом. Это может привести к возникновению социальных конфликтов и напряженности на рабочих местах, что негативно отразится на общей атмосфере в государственных органах.
Таким образом, сокращения на госслужбе с 2024 года могут оказать серьезное влияние на работников. Они могут столкнуться с потерей рабочих мест, перегрузкой, утратой опыта и недовольством. Важно, чтобы в процессе реформы учитывались интересы и права работников, и были предоставлены соответствующие меры поддержки и компенсации для тех, кто пострадает от изменений.
Снижение бюджетных расходов
Для достижения данной цели предусмотрены различные меры. Во-первых, планируется провести аудит государственных органов с целью определения неэффективных структур и процессов, которые могут быть реорганизованы или сокращены. Также предполагается усилить контроль над расходованием государственных средств, чтобы исключить ненужные траты и злоупотребления.
Однако, несмотря на снижение бюджетных расходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия данной реформы. В первую очередь, это может привести к сокращению рабочих мест и увольнению сотрудников государственных органов. Кроме того, возможно снижение качества предоставляемых услуг из-за отсутствия необходимого количества персонала.
В целом, снижение бюджетных расходов имеет свои преимущества и недостатки. Однако, главная задача реформы — обеспечить эффективную и ответственную работу государственных органов, которая будет способствовать развитию страны и благополучию граждан.
Преимущества снижения бюджетных расходов: | Недостатки снижения бюджетных расходов: |
---|---|
Экономия средств из государственного бюджета | Сокращение рабочих мест и увольнение сотрудников |
Улучшение эффективности государственных органов | Снижение качества предоставляемых услуг |
Оптимизация работы государственных структур |
Реакция общественности и экспертов
Сокращения на госслужбе, которые планируются в 2024 году, вызвали оживленную реакцию общественности и экспертов. Многие высказали свое несогласие с проводимыми изменениями, считая, что они несправедливы и необоснованны. Работники государственных органов опасаются потерять свои места работы, что вызывает недовольство и тревогу.
Однако некоторые эксперты считают, что сокращения на госслужбе необходимы для повышения эффективности и эффективности работы государственных органов. Они указывают на то, что некоторые государственные службы имеют избыточное количество персонала, что приводит к неэффективности и росту бюджетных расходов. Сокращение персонала позволит сосредоточиться на ключевых задачах и оптимизировать работу государственных органов.
Критики реформы утверждают, что сокращение персонала может привести к дополнительной нагрузке на работников, которые останутся на своих местах. Увеличение объема работы может отрицательно сказаться на качестве предоставляемых государственных услуг и уровне их доступности для граждан. Также есть опасения, что сокращение персонала может привести к увеличению коррупционных схем и неправомерным действиям со стороны некоторых госслужащих.
Несмотря на разногласия, реформа на госслужбе уже началась, и общественность будет внимательно следить за ее проведением и оценивать ее результаты. Важно обеспечить прозрачность и открытость процесса сокращения персонала, чтобы избежать возникновения конфликтов и недовольства. Контрольные меры и механизмы проверки должны быть введены для того, чтобы гарантировать честность и справедливость в реализации реформы. Только так можно достичь желаемых результатов и улучшить эффективность работы государственных органов.
Выплаты госслужащим при сокращении в 2022 году
где имеются дети до 18 лет и дети до 23 лет, обучающиеся в ВУЗе на очном отделении; дети из неполной семьи; дети до 18 лет, родители которых имеют группу инвалидности или в связи с выходом на пенсию; дети до 18 лет, хотя бы один родитель которых — инвалид I группы, другой — трудоспособен, но не работает по причине ухода за инвалидом или ребенком-инвалидом; беременные женщины; трудоспособные неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком .
Документ в числе других инициатив Минфина, приложенных к проекту бюджета на 2022–2022 годы, был направлен министром финансов Антоном Силуановым в правительство 11 октября, следует из материалов к заседанию правительства (есть у РБК). Законопроект был одобрен на заседании правительства 13 октября и рекомендован к внесению в Госдуму, сообщил РБК федеральный чиновник, знакомый с ходом обсуждения документа.
Досрочная пенсия госслужащим при сокращении штата в 2022 году госслужащим
Главная роль таких лиц – профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения законодательства в пределах страны или отдельных ее субъектов. Изучая информацию на страницах нашего проекта по вопросам пенсионного обеспечения, оформлению материнского капитала помните, что в статьях мы стараемся описывать базовые аспекты, которые опираются на законодательную базу.
В соответствии с законодательством Российской Федерации некоторые категории граждан, ввиду выполнения особо важных для государства функций, имеют право на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию по особым основаниям. Пенсия государственного служащего – это выплаты, получаемые в результате длительной трудовой деятельности на должностях государственной федеральной службы.
Преимущественное право
Преимущественное право (право не попасть под сокращение и остаться на службе) у того, кто имеет:
- большую по сравнению с другими продолжительность стажа работы или службы по направлению подготовки, специальности;
- более высокую специальность, квалификацию;
- направление подготовки, которое в наибольшей мере соответствует виду и области деятельности служащего;
- более высокие в сравнении с другими результаты в служебной деятельности.
Для того, чтобы выяснить, кто же среди сокращаемых лиц имеет преимущественное право, проводится аттестация. И уже по результатам аттестации выявляются самые эффективные и продуктивные служащие. Их оставляют на службе или предлагают должность в другом органе.
В процессе аттестации непосредственный руководитель служащего должен составить и представить нанимателю мотивированный отзыв. В нём подробно описывается то, насколько хорошо служащий исполнял свои должностные обязанности. К отзыву также руководитель должен приложить пояснительную записку служащего на отзыв руководителя и сведения о:
- подготовленных служащим проектах документов;
- выполненных поручениях.
При проведении аттестации учитывается:
- не нарушал ли аттестуемый запреты;
- соблюдал ли он ограничения;
- насколько хорошо он выполнял обязательства и требования служебного поведения.
Аттестация служащих, находящихся в отпуске по беременности и родам, или тех, кто находится в отпуске по уходу за ребёнком, может быть проведена не ранее чем через один год после их выхода из отпуска.
Процедура, предшествующая увольнению
В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения – сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81), – ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.
Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.
Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.
Предоставление вакантной должности в ином государственном органе
Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.
Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.
Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.